Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Высший пилотаж Талгата Гайнутдинова

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
21 августа в России отмечается День авиации, а 19 августа первый мастер спорта Магнитки по высшему пилотажу Талгат Шарифович Гайнутдинов празднует свой семидесятилетний юбилей. Накануне этих двух знаменательных дат мы встретились и побеседовали с ветераном магнитогорского авиаотряда.
Талгат Гайнутдинов родился в Магнитогорске в 1935 году. Родители его были кулаками и на магнитогорскую землю попали как спецпереселенцы.
Талгат Шарифович, откуда в вашей жизни появилось увлечение самолетным спортом?
- В войну, когда мне было восемь лет, я пас коров на левом берегу. Там была площадка, где садились самолеты ПО-2 - «кукурузники». Они привозили из Челябинска газетные матрицы - «Комсомолку», «Труд», «Известия», а наша типография их печатала, это был почтовый рейс. А санитарные рейсы вывозили больных. Я пас коров и смотрел, как они летают, садятся... Я думал: «Господи, вот это люди!». Тогда и родилась моя мечта о небе. Все это получилось, если честно, вопреки моим родителям - они не хотели, чтоб я летал. Отец все хотел меня сделать парикмахером, потому что парикмахеры много зарабатывают. Я отказался наотрез. Пошел  учиться в индустриальный техникум. Учился по специальности «доменное производство». А когда я посмотрел весь этот ад на практике, подумал, что работать здесь не буду. В 1955 году я одновременно оканчивал техникум и магнитогорский аэроклуб. Трудновато пришлось, на начало полетов в аэроклубе я опоздал из-за защиты дипломной работы в техникуме, но успел догнать сокурсников и контрольные полеты отлетал вполне успешно, закончив аэроклуб с отличием.
Когда мы оканчивали техникум, все знали, что нас заберут в армию. И я подумал, дай-ка, попробую - и прошел комиссию в лётное. Я не ожидал, что получится, думал, что летчики должны быть как Чкалов, все здоровые такие, высокие, стройные. Хотя спортом я занимался – может быть, это и помогло. Боксом занимался, потом на коньках бегал. У меня даже третий разряд был по конькам, бегал я здорово. А ведь из-за «ярлыка» спецпереселенца я мог и не пройти комиссии в летное училище. Тогда я отшутился по поводу спецпоселка, а вот в военное училище меня бы точно не взяли. После техникума всех забрали в армию, а я связал свою судьбу с аэроклубом. Но мой диплом мне все-таки помог: когда я пошел на пенсию, меня взяли со специальным образованием мастером в кузнечно-прессовый цех на калибровку.
 
После окончания магнитогорского аэроклуба Талгат Гайнутдинов поехал в Саранск и два года учился там в Центральной объединенной летно-технической школе ДОСААФ СССР. Закончив ее с отличием, он стал летчиком–инструктором. Вернувшись на родину, в Магнитку, с 1957 по 1963 год работал в магнитогорском аэроклубе, учил курсантов пилотировать ЯК-18. Многие из сорока шести выпускников Талгата Шарифовича потом закончили летные училища. На первых городских соревнованиях в 1959 году летчик Гайнутдинов занял первое место.
Первый разряд по самолетному спорту Гайнутдинов выполнил на соревнованиях в Уфе, а в 1962 году на зональных соревнованиях в Перми выполнил норматив мастера спорта.
 
Какие нормативы нужно было выполнить для получения звания мастера спорта?
- Самым «страшным» был не высший пилотаж, а посадка возле знака «Т», нужно было вписаться в этот посадочный знак. После третьего разворота пилот не имеет права ни пользоваться газом, ни скользить, ни подтягивать с помощью двигателя - за всем наблюдают судьи. После четвертого разворота, который выполняется тоже без газа, выпускаешь шасси, выпускаешь щитки, и должен приземлиться возле «Т». Может быть перелет, а может быть и недолет. Второе упражнение – высший пилотаж. Одиннадцать фигур высшего пилотажа нужно выполнить за короткое, строго определенное время: это штопор, мертвая петля, полупетля, бочка – в одну и в другую сторону, потом полупетля, потом поворот на горку, развороты, глубокие виражи...
Третье упражнение – азбука Морзе (хорошо, что у нас был штурман Николай Николаевич Колесников, который ее преподавал). Четвертое – полет по маршруту. Перед вылетом нужно взять карту, прочертить маршрут, указать все пункты, рассчитать, сколько минут до каждого пункта. На финиш нужно прийти в строго определенное время. Если придешь позже или раньше, снимают очки. В каждом пункте стоял судья и, выкладывал определенные знаки (крест, «Т», квадрат). Подлетаешь, записываешь время и какая выложена фигура.
 
В 1963 году Талгат Гайнутдинов поехал в школу высшей летной подготовки в Кировоград, на Украину. Научился летать на АН – 2. Школу окончил снова с отличием.
После этого путь его лежал в Ханты-Мансийск вместе с летчиком-инструктором Равилем Низамовым. Там они летали на гидросамолетах АН-2В Ханты-мансийской эскадрильи Тюменского летного отряда. Обслуживали нефтяников, вывозили рыбу с озер, выполняли лесопатрульные полеты, проводили аэрофотосъемки. Летом летали на водных самолетах, а зимой «переобувались» на лыжи.
Потом и в нашем городе герой Советского союза Леонид Васильевич Дёма организовал эскадрилью. По его просьбе Талгат Шарифович возвращается в 1965 году в Магнитогорск и продолжает летать здесь. Полоцк, Джетыгара, Кустанай, Челябинск, Чесма, Пласт… - далеко не полный список населенных пунктов, куда летал Гайнутдинов. Летал и по деревням на АН- 2, который возит 12 пассажиров. Зимой - на лыжах, а летом - на колесах. Работал на авиахимработах (посыпал землю минеральными удобрениями).
В 1967 году поехал снова в Кировоград, выучился на другой самолет - Ли- 2, который называли «Дуглас».
В аэроклубе Талгат Гайнутдинов был капитаном команды летчиков-инструкторов и спортсменов. Его соратниками были мастер спорта Владимир Маяков, Николай Игнатьев, Николай Богославцев, Николай Курочкин, Равиль Низамов, Николай Коржуков.
 
Какова ситуация с самолетным спортом сейчас в Магнитке?
-        Сейчас все разрушено. Летный отряд разогнали. Заводы авиационные остановились, училища остановились. Аэроклубы еле дышат, нет денег на бензин. Наш аэроклуб сейчас функционирует как авиаспортклуб имени Поповича. (Попович – выпускник аэроклуба 1954 г.)
 
Есть у Гайнутдинова еще одно любимое занятие, хобби, как он сам говорит. Талгат Шарифович – пушкинист. Его работы не раз печатались в городских газетах
-         Почему я пишу о Пушкине? Пушкин меня интересовал всегда. Я знаком с академиком Лихачевым, который был директором пушкинского дома в Ленинграде. По его рекомендательному письму я ездил в село Михайловское, где жил две недели и узнал много интересного.
Такой вот разносторонней личностью оказался мастер спорта по высшему пилотажу. «Вообще я очень интересный человек», - без ложной скромности говорит Талгат Шарифович. А еще он надеется, что его имя будет включено в энциклопедию «Челябинская область» как имя первого мастера спорта по самолетному спорту в Магнитогорске. Это было бы прекрасным подарком для Талгата Шарифовича. Пожелаем юбиляру крепкого здоровья и долгих лет жизни, а самолетному спорту в Магнитке – возрождения и успешного развития.