Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Ирина и Сергей Киселевы: Компромисс мы найдем всегда

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Она – экспрессивная и строгая. Он – спокойный и добрый. Она – тренер. Он – её начальник. Они разные, но они вместе: и дома, и на работе. Тандем Ирины и Сергея Киселевых – крепкий и нерушимый, показывает лучшие результаты.

НАША СПРАВКА:
ИРИНА НИКОЛАЕВНА КИСЕЛЕВА
Родилась 16 февраля 1962 года в городе Новосибирске. Окончила Уральскую академию физической культуры, с отличием - техникум физической культуры. Мастер спорта по легкой атлетике, неоднократный победитель и призер СССР и России в беге на три тысячи метров среди девушек. С 2000 года является тренером по легкой атлетике в СДЮСШОР №1.

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КИСЕЛЕВ
Родился 19 февраля 1961 года. Окончил технологический факультет МаГУ и МГТУ по специальности «Управление и экономика на предприятии». С момента открытия СДЮСШОР в 1999 году возглавляет школу.

Корр.: Ирина Николаевна, первый вопрос к Вам. Расскажите, пожалуйста, о своем пути в спорте.
И.Н.: Родом я из города Новосибирска. Там родилась, там жила, там и познакомилась с «королевой спорта» – в шестом или седьмом классе начала заниматься легкой атлетикой. Первого тренера никогда не забуду. Звали его Василий Павлович Поляков. У него я дотренировалась до мастера спорта, рекордсменки и неоднократной призерки СССР по девушкам в беге на три тысячи метров. Наш союз был крепким и продолжительным, просуществовал до окончания школы. А потом – новосибирский техникум физической культуры и спорта. По стечению обстоятельств, вскоре пришлось уехать тренироваться в Душанбе. Так я попала в руки к местному тренеру. На два года. Потом вышла замуж за Сергея, а через год, в 1984-ом родила сына Ваню. Тренироваться уже через полтора месяца начала. Но вскоре попала под «омоложение» – несчастье для каждого спортсмена. Парни и девушки в 23-24 года считались неперспективными. В то время встал вопрос: кому из нас бросить легкую атлетику, а кому остаться. Шиповки на стеночку, на гвоздики пришлось повесить, мне – статус матери с ребенком оказался весомее.
Корр.: Вы чувствуете, что реализовали себя как спортсменка или нет?
И.Н.: Нет, конечно, нет. Поэтому я так активно стремилась к детям, к тренерской работе, чтобы реализовать свои амбиции в воспитании юных спортсменов.
Корр.: Сергей Алексеевич, а как начинался Ваш путь в спорте?
С.А.: Я начал заниматься легкой атлетикой еще в детстве. Пронес эту любовь через всю жизнь. Тренировался и на выезде – в Германии. В 1999-м мне предложили возглавить Детскую спортивную школу, которой удалось добиться статуса СДЮШОРОР.
Корр.: Трудно было начинать тренировать?
И.Н.: Довольно легко. Основные принципы работы мне были знакомы. Помогали еще и советы Сергея – у нас с ним разные школы, разные принципы тренировок, но обе группы были очень сильные и дружные. Вот мы и совмещали подходы. Хотя сложности имели место: проблемы с набором детей были довольно серьезные. В общем-то, как и сейчас. Да и зарплата у начинающего тренера очень низкая, в этом отношении первые два года было очень тяжело. Тогда первое время я по 700-800 рублей получала. Но мы это пережили. А вообще, проблемы, они есть всегда, не только в начале. Это и предательства учеников, и скудная материальная база, и недостаточное количество мест для тренировок. Сейчас я придерживаюсь «золотой середины», стараюсь не перегибать палку. Считаю: лучше «недотренировать», чем «перетренировать». Так было с Наташей Старковой. Поначалу в нее никто не верил, говорили, что не дотянет до юниоров – дотянула, потом до молодежи – выступает, еще как! Постепенно мы сделали из нее звездочку. Поэтому, оглядываясь назад, не вижу там – в прошлом – серьезных ошибок. Я давала и даю детям все по максимуму, что в моих силах, если не больше. Мы с Сергеем столько не уделяем внимания своему ребёнку, сколько «чужим» ребятам.
Корр.: А в чем оно проявляется?
- Да во всем! Мы знаем все проблемы своих детей. Если что-то со здоровьем, всегда пытаемся помочь, сами к врачам водим, даже медикаменты, если какие надо приобрести – может семья у ребенка небогатая – приобретаем.
С.А.: Форму тоже: кроссовки, шиповки.
И.Н: Первое время покупали на свои деньги, теперь, если есть возможность – то за счет школы.
С.А.: По большому счету, они же с нами больше, чем с родителями общаются! Почти весь день на тренировках.
И.Н Да, верно. Так что «чужим» детям - больше внимания. Бывало, даже жили у нас некоторые. Если какие проблемы с семьей были, у нас они всегда могли найти приют. На протяжении двух лет приезжали вечером, кушали, спали, а наутро уходили в школу, потом домой. Встречались с ними на тренировке и снова к нам. Вот такой четырехугольник у них был!
Корр: А как к этому относился ваш сын?
И.Н По-разному. Хотя он уже и был в то время взрослый, лет 18-19, все равно ревновал. Однажды у нас состоялся разговор, я ему объяснила, что это – моя работа, моя зарплата, мои профессиональные успехи. Поэтому, если я хочу добиться успехов, значит, тебе придется потерпеть, они будет какое-то время жить у нас. Ваня у нас понятливый, так что вошел в положение родителей.
Корр: А он пошел по вашим стопам?
И.Н Он с детства тренируется. Я всегда говорила, что мой ребенок несмотря ни на что будет заниматься спортом. Вот Ваня наш и занимался. Сначала хоккеем, а когда понял, что это не его – ушел в футбол. Как только нам предложили, мы отдали сына в спортивный класс, где он до окончания школы проучился. Сейчас он занимается метанием копья, толканием ядра. Мы его, правда, подталкиваем. И пусть больших успехов у него нет, главное, что он занимается спортом, а не где-то по подвалам пиво пьет.
Корр.: А с сыном вы тренируетесь?
И.Н Никогда. Единственное, я следила за его посещением спортзала. Когда маленький был, я постоянно с тренером общалась: узнавала проблемы, советовалась, что нужно. Я в принципе за то, чтобы родители имели с тренером контакт. Всегда даю свой телефон, говорю им, чтобы звонили, спрашивали, советовались. Вообще, я считаю, что занятия спортом дают больше пользы, чем школа.
С.А.: В плане воспитания. Спорт приучает к дисциплине.
И.Н: У нас с этим строго: двухразовый режим тренировок, в одиннадцать часов отбой. Я в своей работе всегда придерживалась и буду придерживаться таких методов. Хотя у спортсмена должна быть внутренняя дисциплина, пока он сам не захочет чего-то большего, его и не заставишь.
Корр.: То есть вы строгий тренер?
И.Н: Когда как. Где-то я могу быть доброй, где-то строгой, то прикрикнуть, жестко высказаться, то похвалить. Нужно понимать, кому и как говорить. Этому скажешь, как бежать, он побежит, а другому слов недостаточно, надо постоянно подстегивать, подгонять. Они дети, бывает такое, что «не бежится», я это понимаю. Но перед соревнованиями поблажек быть не должно, иначе побед не будет. В каждом случае по-разному: к кому-то пойдешь, похвалишь, погладишь, поцелуешь и он выложится по полной. Важен индивидуальный подход. Самое главное, что ребенок верит тренеру – только так можно от него чего-то добиться. А тренер должен чередовать кнут и пряник.
Корр: Сергей Алексеевич, а Вы?
С.А: Ирина – строгая, залог успехов её и ребят в дисциплине – практически армейской, как и надо в спорте. Так и нужно, это дело жесткое. В то же время, когда они маленькие были, и носы им вытирала, и сейчас девчонки могут придти и поплакаться, посоветоваться. Она выслушает, поймет. А я не такой строгий.
И.Н: Тренерская работа – это призвание. Конечно, если хочешь, чтобы твой ребенок достиг высокого уровня. Фактически, нужно заставить ребенка себя истязать спортом. И все это еще и без выходных-проходных. Я за восемь лет ни разу в отпуске не была. Вот Сергей Алексеевич тренерством вплотную заниматься не может.
С.А: Я всегда знал, что не смогу быть тренером. Характер не тот.
Корр: В вашем тандеме возникают споры, противоречия?
С.А: Да нет, взгляд на стратегическую линию у нас полностью совпадает. В тактических моментах бывают разногласия, точнее, споры, обсуждения работы. Но компромисс мы находим всегда.
И.Н: Мы вместе обговариваем учебные планы, вместе все решаем. Обязанности четко распределены: на соревнования езжу я, знаю каждого ребенка, как кого перед стартом поддержать. Хотя, что касается соревнований, я могу на последних тренировках определить, кто как выступит.
Корр: А как учите ребят относиться к победам и поражениям?
И.Н Если какое-то поражение, мы пытаемся объяснить, вместе со спортсменом выявить причины: может, он вес набрал или проблемы со здоровьем. Хотя прямо «аховых» провалов у нас не было. Если я готовлю своих спортсменов на соревнования, они выступают так, как надо. Бывает, ломаются психологически, но это уже частные случаи. А насчет побед: я с детства их немного одергиваю, чтобы не звездили. Будь то чемпион города, области или мира, ставить себя выше всех ты не должен.
С.А.: По большому счету, это ещё не успехи. Веха на пути к нему, очередной этап, ступенька. Мы не принижаем их, а объясняем, что вершина – выше, и к ней надо стремиться, не останавливаясь на достигнутом.
Корр: Тогда что успех?
И.Н.: Участие в Олимпийских играх! Наша мечта – воспитать если не чемпиона такого уровня, то хотя бы участника. Сначала грезили о первенстве в городе, потом – в области, на России, на мире… Сейчас у нас шесть спортсменов числятся в списках сборной.
Корр: Как вы находите детей, которые могут добиваться успехов?
И.Н.: Я вижу человека сразу, если он может бежать. Может, интуиция. И действительно, ребенок расцветает уже после нескольких тренировок. Чемпиона надо растить.
Корр: Что нужно ребенку, чтобы добиться успехов в спорте?
И.Н Здоровье – в первую очередь, голова на плечах. А у родителей со мной должен быть союз, доверие.
Корр: Ирина Николаевна, чему, кроме дисциплины вы пытаетесь научить своих детей?
И.Н: Многому хочется научить, но не все получается. Хочется, чтобы ребята были культурнее, больше читали, лучше разговаривали – словарный запас шире стал. Но это должно идти и от семьи. Конечно, я им всегда говорю, что меньше надо сидеть за телевизором и компьютером. Это затягивает, а здоровью пользы никакой – один вред. А вот что осуществимо – я учу ребят правильно питаться, лечиться народными средствами, что делать и как. Это то, чему и должен учить тренер. Я не могу заменить семью, что-то дается в семье, что-то даю я. Если ребенку интересно, он это как губка впитает, будет принимать это в своей жизни. А если человек ходит ради развлечения, ему это не надо будет.
С.А.: По большому счету Ирина Николаевна пытается научить жизни, справляться с проблемами, хоть у детей они и не такие серьезные – с позиции взрослого. Она приучает ребят к порядочности, дружбе, ответственности, радости за других. Способностью порадоваться за других обладает далеко не каждый. Но большинство наших ребят это могут. Если кто-то выигрывает, ликуют все. Хотя, по-всякому бывает…
Корр: Какое у вас кредо?
И.Н: Никогда не сдаваться. Разные ведь ситуации бывают – и настроение разное, и руки опускаются, и хочется все бросить, разогнать детей. Сергея прошу найти мне другую работу… Но проходит день, другой, все успокаивается и продолжаю работать – сдаваться нельзя.
С.А: Тренерская работа в эмоциональном плане очень тяжела. Тренировки изо дня в день, потом соревнования – за все переживать нервов не хватит.
И.Н: Бывает, вкладываешь в человека, а он или на занятия прекращает ходить, или переходит к другому тренеру. Ты этого не ожидаешь, это как снег на голову. В таких-то случаях руки и опускаются. Очень сложно жить в этом ритме. Когда я начинала, я еще бегала с девочками, показывала все на своем примере. А сейчас на это уже нет сил, хотя очень хотелось бы. Так на пенсию иногда хочется, а дети не отпускают (смеется).
С.А: А если так посмотреть, мало, кто из тренеров до пенсии доживает. А кто доживает, тот остается работать.

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Катерина БАГИРОВА