Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Давид Айрапетян: Своим именем я обязан дяде

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
По признанию многих специалистов Давид АЙРАПЕТЯН считается одним из сильнейших европейских боксеров в наилегчайшем весе. Не случайно в свои неполные 23 года он уже трижды становился чемпионом России. Причем, однажды это произошло в Магнитогорске, после чего Давид получил приглашение выступать за наш город. И пока самого значимого на сегодняшний день успеха добился прошлой зимой в Ханты-Мансийске, завоевав в третий раз «золото» российского чемпионата. Впрочем, впереди более крупные турниры, в том числе и июльский чемпионат Европы в Болгарии.
Наша справка:
АЙРАПЕТЯН Давид. Родился 26 сентября 1983 года в Баку. Мастер спорта международного класса. Воспитанник пятигорской школы бокса (тренеры – Валерий Васильевич Энтальцев, Эдуард Абрамович Джаграев). Выступает за спортклуб «Ринг Магнитки-Кредо» с осени 2005 года. Трехкратный чемпион России. Чемпион мира среди юниоров 2002 года. Победитель международных турниров в Болгарии, Югославии, Украине, Ирландии.
 
–        Я родился в Баку, в Азербайджане. Но в связи с военными конфликтами на Кавказе родители эмигрировали из этой страны в Армению. Затем половина наших родственников перебралась в Америку, половина – в Россию. Кто в Пятигорск, кто в Москву, кто в Краснодар. Вскоре и мы уехали в Россию, выбрали Пятигорск.   
–        Давид, вы уже три раза выигрывали чемпионат России. Какое из этих чемпионских званий наиболее всего ценно для вас?
–        Пожалуй, последнее. Потому что я боксировал с лидером, который очень долго был в этой весовой категории – Сергей Казаков. Это четырехкратный чемпион Европы, чемпион мира, бронзовый призер олимпийских игр. На предыдущих чемпионатах России, когда я становился победителем, его не было, а на этом чемпионате он был. И вот мы встретились в финале. Ещё, конечно, точки над i не расставлены. Он будет бороться за свой престиж. Но я не собираюсь давать ему спуску, так же намерен продолжать. Главная цель – это Олимпиада в Пекине.
–        Давид, с кем из известных мировых боксеров вашей весовой категории вы бы хотели встретиться, чтобы проверить свои силы?
–        В первую очередь, это кубинский боксер, олимпийский чемпион. Правда, его  фамилия сложная, но он выступал на Кубке мира в Москве (Ян Бартелеми – прим. авт.). Есть ещё китаец и венгр. Очень много сильных соперников на мировом уровне. Венгр – он младше меня на год, мы с ним по юниорам на первенстве мира боксировали. В четвертьфинале он проиграл тому кубинцу, с которым я боксировал в финале. С тех пор он подрос, Казаков ему, кстати, на чемпионате мира проиграл. Мне же надо опыта набираться, есть очень сильные соперники. Поэтому надо работать, набираться опыта, чтобы во всеоружии подойти к Олимпиаде.  
–        Чем тренировочный день боксера-легковеса отличается от тренировочного дня боксера-тяжеловеса на примере сборов национальной команды России?
–        Тренируемся одинаково, на одном уровне. Может, кросс, например, легковес пробежит побыстрей, чем тяжеловес. Но бывают тяжеловесы, которые бегают быстро, а всё остальное одинаково. Конечно, мы штангу поднимаем не такого веса, как тяжеловесы. В этом только отличия. А так снарядная работа, работа в парах несет ту же самую нагрузку.
–        В современном боксе легковес может победить соперника более тяжелой категории?
–        Бывает, конечно. Но с разницей в две категории, не больше. Если два спортсмена одного уровня, то каждый килограмм дает о себе знать. Это чувствуется, даже, когда боксируешь на категорию выше. Соперник давит, а у тебя удары слабее.
–        Что оказалось решающим при подписании контракта с магнитогорским клубом «Ринг Магнитки-Кредо»?
–        Я боксировал за Пятигорск, Ставропольский край. Приглашали в Ростов до того, пока я не знал, что мною интересовался Магнитогорск. Уже думал переезжать в Ростов, но в Магнитогорске прошел чемпионат России, где мне и сделали предложение, от которого не отказался.
–        Почему так происходит? Разве в Пятигорске хуже условия?
–        В Пятигорске спорту не уделяют внимания. Там бы моя дальнейшая карьера вообще бы никуда не продвинулась. Магнитка сделала предложение. У меня есть личный тренер – Валерий Энтальцев. Под его руководством тренировался с самого начала. Сейчас уже три тренера, которые работают со мной.
–        Давид, и все-таки, несмотря на проблемы развития бокса в Пятигорске вы все-таки зарекомендовали себя на всероссийском уровне ещё до того, как стали выступать за Магнитку.
–        Проблема в том, что там спортсменов недостаточно финансируют. Иногда на сборы и соревнования ездил за свой счет, на поездах вечно далеко отправляли. По юниорам стал серебряным призером первенства России. Потом попал в сборную, начал в ней потихоньку крутиться, через год выиграл первенство России, юниорский чемпионат мира. И как-то выскочил из своего края, откуда последний раз чемпион мира был в 1982 году. С тех пор больше не было хороших боксеров.
–        Давид, сейчас вы живете в Магнитогорске?
–        Не живу, но часто бываю. Очень часто. Здесь тренируюсь, и дома, в Пятигорске, тоже. Там у меня семья, родители, мой первый тренер, с кем у меня получается. Здесь со мной работает Михаил Романчук с тем подходом, который устраивает. Есть тренеры, которые хотят переучить. Правда, тогда придется начинать всё заново. А то, что я умею, просто накатываю, что сейчас и делаем, убирая ошибки. Как я живу? Мало бываю и в Магнитогорске, и в Пятигорске. Значительное время отнимают разъезды: сборы и соревнования.
–        Но просто цыганская жизнь! А семья у вас спортивная?
–        Младший брат занимался спортом. Отец спортом не занимался, дядька мой (младший брат отца) был борцом. Родители хотели, чтобы мы были спортсменами и в то же время музыкантами. Так я и закончил музыкальную школу. День проходил следующим образом: учеба в общеобразовательной школе, затем в музыкальной, потом тренировка. В детстве свободного времени не было. Оно так и прошло незаметно. Не хотелось мне музыкой заниматься, но родители поставили жесткий ультиматум: без музыки не будет никакого бокса. Пугали, поэтому приходилось.
–        Вы на чем играете?
–        Окончил музыкальную школу по классу фортепьяно. Играю – громко сказано. За последние пять лет ни разу не приближался к клавишам. Наверное, всё уже забыл.  В школе играл, госэкзамены сдавал. Помню, «Лунную сонату» учили, «Подмосковные вечера» играли. На госах не помню, что играл, но явно не произведения за седьмой класс, а за четвертый. Мне сказали: «Он спортсмен, пусть хоть это сыграет, ему и так уже достается». Преподаватели понимали, что у меня руки боксера. С утра на тренировку придешь, а после её окончания руки дрожат. В одиннадцатом классе попал по юниорам в сборную, и начались у меня поездки, спорт пошел впереди, а о музыке стал постепенно забывать.
–        Как же вы в боксе оказались?
–        С 13 лет. Пришел поздно. Родители не разрешали. Младшего брата отпускали, а меня не хотели. В детстве много болел, но я отца уговорил в седьмом классе. Он согласился, с братом привел нас к тренеру. Он договорился с ним, чтоб меня на соревнования не брал. Я же хотел выступить за школу на Спартакиаде. Он меня выпустил на ринг, я отбоксировал, выиграл. Тогда тренер посмотрел и сказал: «Будешь боксировать». С тех пор начали работать и родители смирились.
–        Пятигорск – красивый город?
–        Почти такой же, как Магнитогорск. Город красивый летом, когда много зелени. Постоянно что-то строится, город на глазах меняется. Правда, деревья рубят. Это же город-курорт. Сейчас там почти не осталось следов курортного города. На Машуке находится санаторий, а в самом городе домов отдыха не осталось. Вместо них построили казино, гостиницы, торговые центры. 
–        С Магнитогорском вас знакомили?
–        Когда был на чемпионате России, гулял, знакомился. Можно сказать, весь город знаю.
–        На ММК были?
–        Нет пока. Не было экскурсии.     
–        Что вам не нравится в вашей манере боксировать?
–        Раньше, когда был помоложе, проводил серийные удары. Сейчас мне не нравится их эффект. Работаю над этим. Я практически на 90 процентов ниже своих соперников, мне надо доставать до них, нужно идти вперед, проводить серии ударов.
–        Вы не впадаете в эйфорию относительно того, что уже трижды выигрывали чемпионат России?
–        Наоборот, три золотых медали чемпионата России – это маловато. На сборах меня окружают чемпионы Европы, мира, олимпийские чемпионы. В такой компании я чувствую себя пока никем. Они по десять раз чемпионаты страны выигрывали. Так что я ничего особого не добился. Да, в Пятигорске я единственный такой спортсмен, но я бок о бок тренируюсь с другими спортсменами, которые завоевали олимпийские медали. С Алексеем Тищенко мы выигрывали чемпионат мира по юниорам, ему удалось попасть в Афины и выиграть Олимпиаду. Почему бы мне не попробовать? Работаю над этим, хочу выиграть Европу, мир, Олимпиаду. Надо идти дальше.
–        Давид, для того чтобы выиграть что-то очень крупное, нужно от чего-то отказаться, забыть про что-то. Наверное, скучна ваша жизнь в данный период?
–        Я давно забыл, что такое дискотека. Когда помоложе был – тянуло. Хотя режим соблюдал неукоснительно: пораньше приходил домой, в отличие от друзей, гулявших дотемна. Затем пришло время сборам и соревнований. Постепенно интерес к развлечениям пропал. С чемпионата России приехал, друзья все-таки вытащили на дискотеку, где мне было совершенно неинтересно. С возрастом интерес пропал. Так-то себе голову не забиваю тем, что в день боя обязательно надо думать только о нем, и ни о чем более. Мой тренер Эдуард Абрамович говорит: «Бой – это обычная тренировка». Просто надо психологически настроиться на эти четыре раунда. На тренировке можно отработать и двадцать раундов, и так не устать, как в бою.
–        Давид, а вот Ислам Тимурзиев…
–        Мы с ним по юниорам вместе боксировали. Все думали, что он закончил карьеру. Сейчас выяснилось, что он возвращается на ринг, у него всё нормально. По двум текущим сборам врач национальной команды проверил его самочувствие. Если всё будет нормально, он так же будет боксировать за Магнитку. И будет готовиться к чемпионату Европы.
–        Этой новостью вы меня обрадовали. Так вот, Ислам говорил, что из еды не любит макароны.
–        Честно говоря, когда дома бываю, могу целый день почти ничего не есть. Утром встану, поеду в университет, там в буфете выпиваю горячий шоколад с булочкой. И всё. Целый день ничего не хочется. После тренировки приеду домой, тогда начинаю есть. Я не склонен к каким-то деликатесам, знаю, надо поесть жидкого, чтоб желудок нормально работал. А так, если дать волю, ел бы жареную картошку с курицей. И больше ничего.
–        В каком вузе вы учитесь?
–        Северо-кавказский технический университет, юридический факультет. В этом году заканчиваю.
–        Профессия юриста вас увлечет в дальнейшем?
–        Не знаю, как в жизни сложится. По профессии труднее будет работать. То, что я умею - это бокс. Теперь даже не сяду и ничего не сыграю на фортепьяно. Но высшее образование не помешает. После третьего курса, когда вошел в олимпийскую сборную, у меня на учебу вообще не оставалось времени. Декан это понимает. Практику, помню, проходил. Что-то запомнил, а так как юрист я, конечно, не всё знаю.
–        А вы бы охотно давали девушкам уроки бокса?
–        Честно говоря, против того, чтобы девушки боксом занимались. Это их жизнь, они её выбирают. В Пятигорске есть боксерша Виктория Усаченко. Она призер чемпионата Европы. В одном зале тренировались, росли. Я ей говорил: «Вика, мне не нравится, когда девчонки занимаются боксом». Есть девчонки, которые приходят в зал бить грушу, чтобы быть в форме. Это я одобряю. Но я противник женского бокса.
–        Что вам нужно, чтобы себя почувствовать магнитогорцем?
–        Здесь выступал в январе на чемпионате города. Провел один бой. Когда приезжаешь на Олимпиаду, не думаешь о том, какой город представляешь. Там выступаешь за страну - Россию. Никто не спросит, а из какого ты города? Приятно, когда в честь тебя российский гимн играет.
–        В честь кого вас назвали Давидом?
–        История имени короткая. Меня так назвал дядя, отца младший брат. Он был тоже спортсменом, борцом. Можно сказать, меня воспитывал он. Ему было так же, как сейчас мне, а я был маленький, в садик ходил. И он любил меня, с собой везде таскал. В том числе и на свои тренировки, когда мне было полтора годика. Приучал. До сих пор помню, в четвертом классе подрался с двумя одноклассниками и один меня победил. Порвал школьные вещи, форму, пока родители были на работе, я пытался привести себя в порядок, и заплакал. Пришла мама, увидела меня в таком состоянии, выяснила причину и влепила подзатыльник. Иди, мол, сдачи дай. И потом она рассказала эту историю дяде. У него три сына, двое из них – младший и средний ходят в зал заниматься боксом. Тренируются со мной. Старший почему-то не захотел. Хотели меня назвать Эдгаром, но дядя пришел в роддом и всех убедил, чтобы меня назвали Давидом.      

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ