Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

64 клетки волнений

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Что широкая общественность знала о шахматах в Магнитогорске еще пару месяцев назад? Примерно следующее: да, есть такая забавная игра; да, кто-то наверняка в нее играет; да, дядя Петя из соседнего подъезда говорил, что дядя Гриша из подъезда подальше был даже однажды замечен непосредственно в момент передвигания фигуры. Одним словом, по слухам выходило, что шахматы в Магнитке есть. Ну есть и есть, и пусть будут. Они нам не мешают, и мы им мешать не хотим, так ведь?
Так, да не так. Оказалось, что эта почти полуподпольная в наше время игра не только есть, но и довольно широко распространена. Оказалось, что сторонники ее, как какие-нибудь запрещенные сектанты, продолжают ей поклоняться: они встречаются по двое и больше, в квартирах и душевых, во дворах и детских спортивных школах, они играют, чего-то там думают себе и плоды своих раздумий выплескивают на доску с шестьюдесятью четырьмя клетками. Да, они нам не мешают, но этим ли мы должны гордиться?
  Культура игры в шахматы ненавязчива. Не станешь же, в самом деле, бегать с доской наперевес и выкручивать руки встречным с целью заставить их сходить-таки ферзем хоть на пару шажков вперед или в сторону. Так любви не добиться. А вот если ты хочешь спокойно и целеустремленно разобраться, в чем же красота «эполетного» мата, тебе любой шахматист с удовольствием поможет. Но сам-то ты вряд ли захочешь, а они наседать не будут. И вот в силу такой ненавязчивости шахматисты и остаются на задворках спортивной жизни. Вроде бы и спорт, и довольно массовый, но какой-то незаметный, глубоко и даже отчасти стыдливо запрятанный за рядами клюшек, мячей, перчаток и лыжных палок.
   А между тем мы привычно считаем, что самые умные в мире. Даже человек, далекий от королевского гамбита,
   с удовольствием скажет, что лучший шахматист современности – Каспаров, что шахматных чемпионов больше всего у нас, что наши непобедимы! А вот и нет. С некоторых пор очень даже победимы. И великие наши достижения медленно, но верно уходят в прошлое. Вместе с остатками советской шахматной школы. И Каспаров, если кто не знает, уже отошел от дел. И последний чемпион по версии ФИДЕ – болгарин Топалов. И наши сборные – и мужская, и женская – не снискали лавров на командном первенстве мира. И грустно это все. Скоро, похоже, останется нам считать себя самыми умными лишь из вредности, понимая в глубине души, что фактически это не так.
   Но наши не сдаются. По крайней мере, не сдаются те, кто осознает все вышесказанное, кому от этого больно и неловко, кто понимает, что шахматы, этот самый близкий к искусству вид спорта и самый близкий к спорту вид искусства, – один из наиболее объективных показателей интеллектуального и культурного здоровья нации. Один из таких несдающихся – Николай Николаевич Тарасов, пенсионер, судья первой категории, человек, без лишних причитаний, хотя и с немалым трудом, возрождающий широкое шахматное движение в Магнитогорске. Это благодаря его стараниям шахматы вновь, после пятнадцатилетнего перерыва, включены в зачет спартакиады ОАО «ММК».
   – Сейчас у нас в спартакиаде участвует более восьмидесяти цехов. Они разбиты на восемь групп, в каждой от десяти до двенадцати команд. После долгих мытарств и хождений по инстанциям – в профком, к Близнюку, к Тихоновскому, к Бердникову – шахматы в прошлом году все же были включены в спартакиаду. Руководство, как говорится, пошло навстречу. В соревнованиях принимают участие более трехсот человек. У нас на комбинате четыре кандидата в мастера, около шестидесяти спортсменов первого разряда, более ста – второго. Они играют с удовольствием! Ведь городского шахматного клуба у нас нет, а был до 1989 года. Шахматный клуб ММК был – не стало. И город остался без какого-либо шахматного клуба. И это столица черной металлургии! Пятнадцать лет шахматисты как общались? Где-то в детских спортшколах соберутся человек сорок, где-то в четвертьфинале города встретятся человек двенадцать – вот и все шахматисты. Но этого же мало! Это даже стыдно. Ведь нужно помещение, большой зал, где можно было бы усадить за доски сразу человек сто. Чтобы мы могли там провести соревнование любого ранга. Нужно место, в конце концов, куда любой желающий мог бы зайти поиграть. Ведь во всех уважающих себя городах России есть шахматный клуб, а то и не один. Меня ребята часто спрашивают: «Николай Николаич, а где нам поиграть бы?» А я говорю: «Да пожалуйста, вот сейчас закончим спартакиаду, организуем квалификационный турнир. Помещение – с обратной стороны легкоатлетического манежа, там есть теннисный центр, очень хороший! И доски есть, и часы, но принять можно только сорок человек – мало. У меня все расписано по часам, всю неделю, почти без перерыва. Неделю играем один тур, неудобно. Я уж не говорю о том, чтобы мог зайти поиграть любой горожанин – не получится. Еще на заре советской власти Крыленко, тогда главный по шахматам в Советском Союзе, сказал, что шахматы должны быть всенародной игрой. И на протяжении скольких десятилетий мы были ведущей шахматной державой! А буквально месяца три назад, после того как наши сборные показали слабые результаты на Олимпиаде, откатились с первых мест, и когда наши руководители поняли, насколько это тревожно, Александр Жуков, председатель шахматной федерации России, сказал: «Все силы бросить на развитие шахмат в России». У нас же более ста гроссмейстеров разбрелись по миру, где-то там они поднимают шахматы, а наши опускаются. На нашем местном уровне что нужно? Первое: помещение, свой клуб. Второе: соревнования, нужно проводить как минимум пять-шесть турниров различного ранга в год. Третье: поездки. У нас очень много талантливой молодежи, которой совершенно необходимо участвовать в серьезных турнирах. Ну и не могу не сказать добрых слов
   в адрес «Магнитогорского металла»: ваш Кубок – это очень важно, очень своевременно! Кубок «Металла» сразу же стал очень престижным и значимым соревнованием. То, как вы взволновали и расшевелили город, здорово! Теперь, мне кажется, на шахматы нельзя будет не обратить внимания. Ну а с нетерпением ожидаемый приезд на финал десятого чемпиона мира Бориса Спасского – это вообще, это должно дать такой толчок развитию шахмат в Магнитогорске! И не только должно, а, я уверен, даст!
   
   Трое плюс один
   По результатам игр третьей группы, состоявшихся
   в минувшие выходные, в полуфинал Кубка «Металла» прошли еще трое: Ринат Семенов, Григорий Мкртчан
   и Алексей Гулаков, набравшие по семь очков. Рассказ
   о них – в ближайших выпусках «ММ». Кроме того,
   по доброй традиции мы публикуем имена тех, кому чуть-чуть не хватило до нужного результата: В. Тихонов,
   В Шебаршов, В. Тюнягин – по 6,5 очка; И. Шварцман,
   Р. Гун – по 6 очков.
   Ну а десятым, назначенным редакцией, полуфиналистом становится Андрей Полежаев. Поводом к этому, помимо хорошей, естественно, игры, послужило джентльменское поведение Андрея, который принципиально не играет на победу с представительницами слабого пола, из-за чего он потерял пол-очка.
   
Р.S. Просим участников турнира – Хижняк, Мороз, Солончак, Байтурин, Амиров, Гаврин, Кусков, Галимзянов, Шалимов, Дмитренко, Заика, Бакетова, Асташев, Шлафман, Сабитов, Лепикова, Ключников – позвонить в редакцию по телефону 35-95-66 для предоставления сведений о себе: возраст, место работы. Иначе вы рискуете не попасть в историю Кубка «Металла».

Источник: Магнитогорский металл
Автор: Геннадий АМИНОВ