Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Олег Можгин: Чемпионов надо готовить

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Этим летом в спортивной жизни Магнитогорска произошло историческое событие. Впервые чемпионом России по маунтинбайку стал наш земляк Виктор Попов. Причем, такой крупномасштабный турнир состоялся в окрестностях Магнитки – в горнолыжном центре на Банном. Маунтинбайк для России - молодой вид спорта, поэтому лучшие его представители пока не могут составить конкуренцию ведущим европейским асам горного велосипеда. Однако в нашем городе живет человек, который в курсе всех существующих проблем отечественного маунтинбайка. Как мне кажется, Олег МОЖГИН больше организатор, чем спортсмен, который впервые в 1999-м году сам окунулся в этот экзотичный вид спорта. И вот результат. Спустя восемь лет в Магнитке появился первый чемпион России.

Наша справка:
МОЖГИН Олег Сергеевич. Родился 12 февраля 1981 года в Магнитогорске. Основатель маунтинбайка (1999-й год) в Магнитогорске. Неоднократный участник чемпионатов России. Организатор региональных и всероссийских соревнований в Магнитогорске. Образование высшее – в 2002 году окончил юридический факультет московского психолого-социального института.

–        Олег, сколько стоит велосипед, на котором вы приехали на интервью?
–        Дорого – 125 тысяч рублей. Это не просто велосипед, а инвентарь для участия в национальном чемпионате. Конечно, на мировых соревнованиях велосипеды гораздо дороже, поэтому у этого цена относительно недорогая.
–        Люди в нашем городе интересуются, сколько стоит такой велосипед?
–        Конечно. Но это велосипед спортивного назначения. Вообще, есть разделение на две категории: чисто спортивные - специально для спортсменов. Они легкие, навороченные, очень дорогие, но не живучие – на одну - две гонки. И есть велосипеды экстремального назначения, как правило, для тренировок. Они служат сезон. В прошлом году у меня был чисто спортивный велосипед, но рама у него сломалась. Основанная дисциплина, которой я занимаюсь, и которая развивается у нас на горнолыжных трассах – даунхилл (DownHill – вниз с горы (англ)). Ей уже около 20 лет. Протяженность трассы от полутора до трех с половины километров, и не уже двух метров в ширину. Коридор трассы размечается с самого старта. Вся трасса рассчитывается, траектория просматривается, поэтому маунтинбайк относительно безопасный вид спорта. Есть, правда, безумная вещь – фрирайд, когда спортсмены спускаются с больших высот, прыгают в пропасти. Выступление  в этой дисциплине требует специальная подготовка, техника, и в ней пробуют себя, как правило, безумные люди. Однако в даунхилле таким людям мало что светит.   
–        Сколько на сегодняшний день магнитогорцев занимаются маунтинбайком как положено?
–        Как положено нисколько не занимаются. Это предполагает процесс тренировки, которая состоит из трех стадии: ОФП, занятия в тренажерном зале, занятия мотокроссом – привыкаешь к скорости, крутым виражам. Без организаторской поддержки этого сложно достичь. Профессиональных спортсменов нет.
–        Как же он тогда стал чемпионом России? Он ведь тоже тренируется сам по себе?
–        У многих работа, кто-то учится и работает, иначе заработать на велосипед довольно сложно. Велосипед, в котором можно участвовать в соревнованиях, стоит по минимуму от пятидесяти тысяч рублей, плюс экипировка около тридцати. Желательно иметь машину, чтобы выезжать в горы. Работа затмевает любую тренировку. Маунтинбайк не олимпийский вид, поэтому держится исключительно на любителях. Профессионально им занимаются единицы. Они в первой тройке, им за это платят деньги. А Виктор - молодец, здоровье есть, катается каждый день. Очень хорошо, что его родители поддерживают. В неделю он может накатывать до 30 часов.
–        Получается, в России тренеров по маунтинбайку попросту нет?
–        Да. Это неолимпийский вид, достаточно дорогой, которому нужны специфичные условия: гора, подъемник, инфраструктура. На данный момент в России всего три места, где можно тренироваться: Магнитогорск, признанный лучшим местом для катаний и тренировок в скоростном спуске на горном велосипеде. Потом, Иркутск, но там небольшая гора, а также Кавказ, где нет людей, которые бы поддерживали трассу в хорошем состоянии. Есть ещё одна дисциплина кросс-кантри - более популярная в России, чем даунхилл. Существуют школы, которые обучают любителей этого вида. Он более простой, нежели даунхилл. Кросс-кантри - это езда по пересеченной местности на выносливость.
–        Кто является лидером среди маунтинбайкеров в России?
–        В основном это москвичи, и парень из Владивостока Денис Зарецкий. Эти ребята, которые, по сути, нигде не работают. Их спонсируют коммерческие структуры – большие спортивные магазины.
–        В Магнитогорске подобная перспектива никому не светит?
–        В этом году одна известная компания приняла наших ребят принял на райдерство, предоставила снаряжение. Когда знаешь, что тебе помогут гарантировано починить велосипед, гонку можно пройти более удачно. В городе туго с запчастями, поэтому любая поломка может выбить из сезона очень надолго. Братьев Поповых так же частично спонсируют, а всё остальное основано на личных качествах райера.
–        Можно ли говорить, что даунхилл вымирающая дисциплина?
–        Ни в коем случае. Мировая тенденция такова, что с каждым годом она, напротив, становится более зрелищной. Сейчас трассы делают как можно короче, чтобы гонка была динамичней. Выставляются большие экраны, продаются билеты на посещение соревнований. В России пока этим некому заняться. Должна быть создана профессиональная организация, которая бы занялась проведением таких соревнований.       
–        В этом году появился первый чемпион России из Магнитогорска. Что дало это чемпионство в плане развития маунтинбайка в городе?
–        Скажу, что очень хорошо провели чемпионат. В этом году я не участвовал в организации. По всей видимости, следующий чемпионат пройдет также в Магнитогорске, и сюда приедет ещё больше народу. Наверняка этим опять заинтересуется комбинат в лице Александра Маструева, администрации ГЛЦ «Металлург – Магнитогорск» и «ММК-курорт». Мы постараемся построить новую трассу. Развивая инфраструктуру, можно привлечь больше людей. Больше людей – больше внимания, а больше внимание привлечет больше денег и, соответственно, будет выше результат.
–        Однако если следующий чемпионат страны пройдет в Магнитогорске, то, как минимум, одно чемпионство у хозяев должно быть обязательно?
–        Хочется, чтобы у нас были чемпионы, но их надо готовить. На голый энтузиазм надеяться бесполезно. Хорошо, ребята целеустремленные, родители им помогают. Я может скептик, но Денис Зарецкий (чемпион России 2006) на  этапе Кубка Европы стал лишь 25-м. В России продолжительная зима, поэтому полгода вылетает из тренировочного процесса. А, например, в Испании или Греции можно круглогодично кататься. У нас есть Пятигорск, Крым, но опять-таки в Пятигорске подъемника нет, в Крыму подъемник есть, трассы нет. Многие думают, маунтинбайк – опасный вид, а по большому счету я за четыре года катания получал лишь ссадины и выбитые пальцы. Трасса на Банном тщательно готовится, ходим, проверяем с граблями каждый метр, откидываем камни. Это не опасней, чем на горных лыжах. В маунтинбайке трассы разной сложностей: от простых до трудных, но опасных нет.
–        Когда вы впервые столкнулись с маунтинбайком?
–        Велосипедом увлекся с детства, как многие ребята моего возраста. Мой отец занимался велоспортом, именно шоссейными гонками. У него осталось три велосипеда. Из них собрал один велосипед на четырех скоростях. Начал кататься, друзей нашел. Через год пришел Городской клуб туристов, где была секция велотуризма. Шоссейные велосипеды стали переделывать: установили толстые колеса, приделали широкие рули для езды по бездорожью. Однажды посетила мысль, что с горки интересней кататься, чем на горку. В 1998 году появился первый китайский горный велосипед за полторы тысячи рублей. Он развалился через месяц. Сломалось всё что могло, кроме рамы, которая к тому же была криво сварена. Через год в Москве купил первый настоящий горный велосипед, один из самых крутых в городе. А потом, с 2002 года велосипеды стали появляться и у нас. В 2002 году провели в городском парке «Тыл-Фронту» первые соревнования по кросс-кантри. В 2003 году в Абзаково провели первые соревнования - гонку по горной дороге вниз на скорость. Сейчас это вспоминается с улыбкой. О нас узнавали, приезжали из Екатеринбурга, Челябинска. После посещения Чемпионата России на Красной поляне (горный курорт близ г. Сочи), когда на нас произвели впечатления трассы, мы стали строить нечто подобное здесь.
–        Изначально планировали заниматься организаторскими делами, или маунтинбайк было для вас увлечением для души?
–        Безусловно, после того, как посетили российские соревнования, что-то захотелось провести у нас. К тому же, условия здесь хорошие: гора, подъемник. Была мечта провести чемпионат России, который состоялся в этом году и собрал сто два участника. В принципе, на горе на Банном при среднем вложении в строительство трассы, а также при хорошей организации можно проводить Кубки Европы и мира.
–        А был момент, когда весь этот маунтинбайк хотелось послать куда подальше?
–        Конечно. По большому счету, все это держится на достижении результата. Потому что приходилось встречаться с такого рода отношениями, когда что-то делаешь, а тебе даже спасибо не говорят.
–        Непонимающих людей стало меньше?
–        Да. Некоторые только в этом году поняли, что такое маунтинбайк. Когда мы приходили и говорили о том, что хотим построить трассу, нам отвечали, что мы со своими велосипедами всё испортим и истопчем. Теперь на Банном построена трасса, которая практически не пересекается с горнолыжными и существует сама по себе. Кстати, у горных велосипедистов есть такой вид развлечения под названием мегалавина. Суть в том, что дается общий старт наверху, и тот, кто первым доберется до финиша, тот победил. На Домбае в этом участвовал, впечатление незабываемое. Но это не спорт, а развлечение.
–        Кто помогал вам развивать маунтинбайк в Магнитогорске?
–        Сначала младший брат. Большую роль в развитии сыграл Городской клуб туристов. Именно под его эгидой поначалу проходили соревнования. Денис Берсенев – парень из Владивостока, переехавший сюда с супругой в 2002 году. Познакомились по Интернету, вместе катались. Большое значение в организации коммерческих соревнований проводили спортивные магазины. Помогали ребята из Челябинска. Приезжали друг к другу в гости, обменивались опытом. Отец всегда выручал, когда нужно было посудить. Ведь когда соревнования организовываешь, хочется самому в них поучаствовать.
–        Кстати, как отец относится к тому, чем занимается его сын? И, если вам известно, какое мнение о маунтинбайкерах сложилось у шоссейных велогонщиков?
–        Шутим друг над другом, но спорт один, поэтому с уважением относимся к тому, чем занимаемся. Да я и сам увлекался шоссейными гонками. Аналогичное мнение складывается о нас, мол, мы ничего не боимся. Хотя, по сути, это дело привычки – эти прыжки с обрыва два метра, даже адреналин не выделяется.
–        Чем сейчас занимается младший брат Александр?
–        Немного отошел от соревнований. В этом году не стал участвовать. Велосипед есть, при случае катается, чем-то помогае. У каждого человека есть своя цель. Он окончил университет, купил себе машину.
–        Хотелось бы узнать о вашем отношении к автомобилям.
–        Машина вещь нужная, в ближайшее время, наверное, будет. На самом деле, на велосипеде интересней, чем на машине. Настроение повышается, тем более у меня при езде по городу свои маршруты с кочками, препятствиями.
–        Хулиганы никогда не пытались отобрать велосипед?
–        Пытались. Как-то поздно вечером ехал домой, и вдруг из-за угла вышел хулиган и попросил велосипед. Пришлось немного побиться с ним, но байк отстоял. Адреналину было побольше, чем на дистанции. А этой весной у меня один из велосипедов угнали. Причем, как всегда глупо получилось. Обратился в милицию, сообщили особые приметы, но, в конце концов, обнаружили его сами. Спасибо ребятам! В городе много велосипедистов. А велосипедов такой модели в России всего три.
–        И где же вы его нашли?
–        Один чудак по городу на нем ехал. Мне позвонили по телефону, дали наводку, а затем мы его и поймали, окружив со всех сторон. Правда, того кого поймали привлечь не удалось. Однако порадовала взаимовыручка.
–        Чем вы занимаетесь в свободное время, кроме маунтинбайка?
–        Честно говоря, все со спортом связано, но сейчас занимаюсь ремонтом. Люблю выезжать на природу. Отец альпинизмом занимается. Нравится путешествовать, причем, не банально на море, в Абзаково, а в необычные места. В этом году поехали на Эльбрус, затащили велосипед на вершину, собрали его и съехали на нем вниз. Кстати, впервые в истории. Никто до этого с Эльбруса на велосипеде не съезжал.
–        С какой высоты?
–        До вершины нам не хватило трехсот метров. Мы съехали с 5300 метров. Правда, не за раз. Ставили базовый лагерь на 4200, вечером это дело отметили, переночевали, а утром я «переобулся» - поставил летнюю резину и поехал вниз. Конечно, Кавказ – это такие масштабы. Если на Урале перепад высот четыреста метров, то на Кавказе два с половиной километра. То есть, стартовал с ледника, на котором было минус пять градусов, финишировал внизу при плюс тридцати. И все это за сорок минут.
–        К чему вы стремитесь в маунтинбайке как спортсмен?
–        – В этом году провалил тренировочный сезон, на Кубке России занял седьмое место. Для меня это нормальный результат. Тогда новый велосипед не пришел, а на старом были неполадки. А когда новый пришел, к нему прикататься не успел. Если хорошо потренироваться, в пятерку можно войти. В элите мне ещё четыре года кататься, так что попробую.

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ