Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Юрий Дыкин: Футбольная статистика – мой общественный долг

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Кто-то из древних примерно сказал: «Прошлое нужно знать для того, чтобы не повторять ошибок в будущем».  В нашем городе живет человек, посвятивший всю жизнь истории магнитогорского футбола. Фамилия известного не только на Урале футбольного статистика Юрия ДЫКИНА знакома читателям «МС» еще и как постоянного автора материалов на тему кожаного мяча. Сегодня пришла пора написать и о нем. Вернее, поговорить на тему футбола в ракурсе самого занимательного дела для нашего героя – статистики.

ДЫКИН Юрий Тихонович. Родился 14 марта 1934 года в Магнитогорске. Футбольной статистикой занимается с 1960 года. Автор многих справочников, в числе которых «Футбол. Сезон-84 года», «Футбол. Сезон-88 года», «Футбол. Сезон-90 года», а также книги «Вехи пройденного пути». Имеет два высших образования. В 1957 году окончил горный факультет Магнитогорского горно-металлургического института, в 1970-м – Уральский политехнический институт по специальности «Организатор промышленного производства». На протяжении многих лет регулярно печатался в газетах «Магнитогорский рабочий», «Магнитогорск спортивный», «Футбол-хоккей Южного Урала».

– Юрий Тихонович, ваше увлечение футбольной статистикой уникально. Вас кто-то надоумил этим заняться, или же сами дл себя избрали такое хобби?
– Я бы сказал - никто. Просто с детства любил цифры, запоминал их. И, как правило, они потом мне помогали во многих вопросах, причем не только спорта. Начать можно с того, что, учась в школе, я запоминал многое из того, что рассказывалось, особенно цифровые данные. Это помогало мне в определенной степени в учебе. Учился в 8-й школе – самой престижной тогда школе города. Начинал учиться еще в бараке, потому как 8-я школа в первые годы войны была отдана под госпиталь. На Щитовых нам отвели барак, где и занимались первый и второй класс. Это было самое тяжелое время войны. Как сейчас помню, в классе стояла обыкновенная печка, зимы были морозные, поэтому учителя выслушивали сидя вокруг этой печки. Чтобы как-то поддержать нас, нам выдавали маленький кулечек с ложечкой сахара-песка и грамм 40 хлеба. Вот мы, значит, проводили эти занятия, а потом бежали домой. Родители на работе, делать нечего, уроки давались легко.
– Статистикой занялись в сознательном возрасте?
– В школе заметили мои способности к перу, и где-то в третьем классе выбрали меня редактором классной стенгазеты. Выпускал эту газету, понятно, нечасто, как правило, к красным датам календаря. Но и тогда же мне приходилось эти цифры запоминать. А статистика пришла ко мне значительно позже, по окончанию десятилетки, когда поступил в горно-металлургический институт, который в 1952 году находился еще на Ежовке. До поступления в институт я увлекался со школьной скамьи волейболом. Жил в левобережной части города в районе Гортеатра. Старый пединститут находился рядом, поэтому часто ходил в спортзал при нем – там играл. Тогда начал понемногу записывать некоторую волейбольную статистику. Сначала городского масштаба, а дальше - больше.
– А как же футбол?
– Он ко мне пришел еще позже. После окончания института получил направление в Миасс на комбинат «Миасстальк», где был техническим руководителем на руднике. Там велись открытые работы по добычи талька, а затем этот тальк автотранспортом доставлялся на фабрику, поблизости с которой была расположена основная железнодорожная ветка Челябинск – Москва. Вот на этой ветке, когда подъезжаешь к Миассу, обычно видишь белое облако. Пыли хватает, но она считается невредной, поэтому очистка воздуха на дробильной фабрике была не налажена. Там проработал полтора года и вынужден был уехать оттуда, потому как моя должность была сокращена. Мне предложили должность начальника, но я от нее отказался и вернулся в город. К тому времени был женат, в Миассе родилась дочка. Это был конец 1958 года. Приехав в город, устроился на работу в заводоуправление ММК, в отдел организации труда. И так в жизни случилось, что в этом же отделе работал влюбленный в футбол товарищ Франц Янович старше меня на 17 лет. Он спал и во сне видел этот футбол. Одним словом, болельщик был страшный! Видя, что я не равнодушен к футболу, он затащил меня в городскую федерацию футбола. С этого всё и пошло. Сначала был техническим секретарем, потом увидели, что аккуратно веду протоколы, что у меня есть тяга к цифрам…И пошло, поехало. Надо было расширять познания в городском футболе, без которых никак не обойтись, отсюда и началось увлечение статистикой. А именно с 1960 года. В этом году исполняется ровно 45 лет, как я предан этому делу.
– Однако из года в год им очень тяжело увлекаться, особенно взрослому человеку. Бросить никогда не хотелось?
– Пожалуй, нет. Я попал в очень хорошую среду. Мои начинания поддерживали. Это не то, чтобы вдохновляло, а было моим желанием. Когда начали появляться аналитические статьи с цифрами, мне стали говорить: «Продолжай в том же духе, потому что у тебя такие данные, которых у других нет». Вот и продолжаю.
– Вы поклонник ЦСКА. А почему не «Динамо» или Спартака»?
– Объясню. ЦСКА полюбил после того, как сам не стал военнообязанным. А мечта у меня служить была, но по зрению не прошел, был освобожден от воинской обязанности. Думаю, раз не служил в армии, то хоть этим как-то компенсирую этот недостаток. Влюбился в ЦСКА, и так за него и болею. В первую очередь, за футбольный ЦСКА. Но, если успех приходит к хоккейной, баскетбольной и другим командам ЦСКА, тоже его разделяю.
– В вашем архиве есть уникальная фотография, где вы запечатлены вместе с великим вратарем московского «Динамо» и сборной СССР Львом Яшиным. Какие впечатления остались от вашей встречи с ним?
– К сожалению, большого разговора у меня с ним не получилось. А встреча эта произошла во время вторичного приезда в Магнитогорск команды «Динамо». В первый раз Яшин приезжал, когда был действующим игроком, а во второй раз - в качестве начальника команды «Динамо». Ну а коль скоро мне доверили микрофон, я же много лет проработал судьей-информатором, левобережный стадион был набит битком. В городе футбол был безумно популярен, хоккей был спортом номер два. А здесь к тому же приехало московское «Динамо», да еще со Львом Яшиным. На беговой дорожке поставили столик, подключили микрофон, мне пришлось с ним общаться после того, как объявил, что желающие могут задать вопросы в письменном виде. Накидали этих записок полным-полно. Лев Иванович любезно согласился ответить на все неповторяющиеся вопросы в перерыве между таймами. Мне хотелось с ним пообщаться по окончанию игры, но динамовцы слишком быстро уехали. Закончили – на автобус и погнали дальше. Видимо, их программа охватывала не только Магнитогорск, но и другие города. Правда, об этом я просто не успел спросить.
– Как вы полагаете, современный магнитогорский футбол достоин большего, чем вторая лига российского первенства?
– Считал и считаю – что большего. При достаточном финансировании, внимании со стороны руководства города, он достоин большего.
– Статистика статистикой, а кто был вашим любимым игроком магнитогорской команды за всю ее историю?
– На протяжении этих 46 лет – с 1958 по 2004 год у меня отложились 359 футболистов, включая тех, кто провел хотя бы несколько игр в составе магнитогорской команды, которая неоднократно меняла названия. Сначала это была команда «Металлург», потом «Магнитка», третье название «Металлург-Метизник», четвертое – ФК «Магнитогорск». Теперь команда называется, как и некоторое время тому назад – «Металлург-Метизник». Хотя по большому счету ни первое название «Металлург», ни второе – «Метизник» не отвечает содержанию команды. Содержит ее, как известно, городская администрация.
Началось с того, что первым с 1958 года в этом списке у меня значится магнитогорец Геннадий Щетинин. Ему сейчас уже за 75 лет, надо бы его отчество знать, но я так и не знаю. И заканчивается пока этот список молодым нашим воспитанником Дмитрием Долбилиным, который в прошлом году играл за команду Кукушкина первый сезон. Ему в этом году исполняется всего-то 20 лет. За все это время самый любимый все-таки, наверное, для меня был Игорь Михин. Не потому, что он достиг больших высот. Как известно, начав играть в городе, он выступал позже за свердловский СКА. Там его подсмотрели и вместе с Василием Бузуновым забрали в ЦСКА. И потом, закончив службу, поиграв одни сезон за челябинский «Локомотив», он вернулся в Магнитогорск, где и заканчивал карьеру футболиста. Так вот, продолжаю свою мысль. Не потому, что он добился таких высот, а потому, что мне пришлось учиться с ним в одном классе. За 8-й школой было футбольное поле. Сейчас еще живой Анатолий Остащенко тоже со мной учился. Так вот кого в классе нет на уроке? Естественно, Михина и Остащенко! Где они? А вон, выйди на школьное футбольное поле, посмотри. Всё свободное и несвободное время они уделяли футболу. А если постоянно им заниматься, чего-то обязательно достигнешь. Вот Михин и достиг.
– Говорят, историю нужно знать для того, чтобы не повторять ошибок в будущем. К футбольной статистике это тоже напрямую относится?
– Сегодня это утверждение не пропало. Конечно, это так.
– Вам есть, кому передать все ваши статистические материалы, что вы накопили за эти годы?
– Пока не вижу я такого человека. К сожалению. Несколько человек хотели этим заняться, но слишком быстро поняли, что это огромный труд. Из молодежи все хотят сейчас и сразу. А тут нужна усидчивость, желание и старание. Я пытался внука своего приучить. Получается – другое время, ему это не надо.
– Вы являетесь непосредственным статистиком, историком магнитогорского футбола, также вы еще и пишущий автор, что очень большая редкость для людей с таким родом деятельности. А кто на ваш взгляд из профессиональных магнитогорских журналистов лучше всех освещал футбольную тематику?
– Пожалуй, большим специалистом в этой области был Глеб Викторович Лукин. До него никого в городе не было. После того, как он отошел от футбола и перешел только на хоккей, больше не вижу никого, кто бы так знал футбол. Конечно, пресс-атташе клуба Валерий Турлыгин знает футбол, наверное, изнутри больше, чем я. Но, одно дело знать, а совсем другое – донести до народа.
– А если говорить о Владимире Мозговом?
– При всем уважении к нему, я скажу, что на футбол его не хватало. Не хватало по личным качествам в разговорах с нашими тренерами. Как мне кажется, он не находил с ними общий язык. Кроме Кукушкина. Здесь он чувствовал культуру этого наставника, ведь не случайно (Александр Васильевич окончил институт в Санкт-Петербурге).
– У вас есть знакомые коллеги в других городах, которые занимаются чем-то похожим, что и вы. Вы часто с ними переписываетесь?
– Лет, наверное, десять, может быть, двенадцать тому назад получил интересное письмо. Сейчас уже не помню откуда, но автор в нем написал, что мой адрес он узнал из справочника, где были собраны адреса и фамилии тех, кто неравнодушен к футболу, кто готовит справочники, программки по футболу. И моя фамилия в этом справочнике прозвучала. Автор просил о сотрудничестве, то есть переписке, обмене материалами, которые на тот момент были у него и у меня. Меня это удивило только в том плане, что в стране такой справочник есть. А, вообще говоря, я до того, как СССР распался, вел обширную переписку. Во-первых, я работал. Во-вторых, цены на конверты были совсем не те, что сейчас. В-третьих, готовил программки на каждую домашнюю игру. Сейчас собралось три тома программок, которые выходили у нас, начиная с 1968 года регулярно. Так вот, всё это вместе взятое мне помогало обмениваться материалами. В саду тумбочка забита календарями-справочниками из трех десятков городов. Их никому не отдал, и не знаю, что с ними делать. Время прошло, передать некому, а считать макулатурой - совесть не позволяет. После того, как распался Советский Союз, новые веяния пришли в футбол, а его Величество рубль стал во главу угла, я прекратил обмениваться информацией с коллегами из других городов. Ручеек переписки стал высыхать, и, в конце концов, высох. Хотя, в общем-то, областная пресса меня за борт не выбрасывает. И все в уральском регионе знают, что если что-то надо в футбольной Магнитке, звони и пиши Дыкину – он поможет.
– Несколько лет назад вами была выпущена книга о магнитогорском футболе. Какой отклик она нашла в среде общественности?
– Были звонки, письма. И было предложение представителя Уфы за любые деньги купить эту книгу. Я ему написал, что вышло только семь контрольных экземпляров. Ни футбольный клуб, никто из спонсоров не откликнулся на это. Мои обращения не нашли никакой поддержки.
– Вы верили в то, что магнитогорский футбол когда-нибудь будет представлен в высшем эшелоне?
– В той ситуации, в какой на сегодняшний день находится команда – не верю. Необходимо совершенно иное отношение к футболу со стороны градообразующего предприятия Магнитки.
– По-вашему мнению, какой сезон для «Металлурга» был самым-самым…
– Таких сезонов было несколько, причем при разных тренерах. Один из самых удачных при магнитогорском наставнике Феликсе Захаровиче Мирском. Это был 1974 год, когда мы выиграли Кубок России для команд второй лиги. Второй – 1983-й год при Анатолии Козлове, когда мы смогли занять второе место в своей зоне, чуть-чуть не попали выше, но первой стала команда «Крылья Советов» из Куйбышева. Надо полагать, руководители отечественного футбола в тот период выражали симпатии городу с населением в полтора миллиона жителей, чем почти полумиллионному Магнитогорску. Третий год – 1991-й год при Викторе Лукашенко, когда он смог из местных ребят так поставить дело, что этими же ребятами сумел занять место, давшее право играть в первом дивизионе. Это был великолепный результат, причем приезжих футболистов вообще не было. Из 46 лет эти три года – исключительные.
– Вы работали на комбинате всю жизнь, и при этом занимались статистикой. Одно другому не мешало?
– Честно признать, мешало. Потому что всегда первичной считал свою работу. Увлечение статистикой было делом вторичным. Мешало, может быть, даже моему росту в карьерном плане. Однако я понимал, что футбольная статистка – мой общественный долг.
– Помимо статистики у вас наверняка есть и другие хобби?
– Упоминал о том, что с детства любил волейбол. Сам играл. В футбол играл только на уровне дворовых команд. А в волейболе играл в институте, и когда пришел на производство – на коксохим, где спорт не был в загоне. У нас была приличная волейбольная команда, занимавшая первые места в различных рабочих спартакиадах. Долго увлекался хоккеем. Однажды сам себе приказал им больше не заниматься, перестал коллекционировать всю хоккейную статистику, поскольку есть люди, которые только постоянно занимаются. Эти три вида спорта я люблю и посвящаю им свободное время.
– Ну и саду, наверное, тоже…
– Сад – само собой. В 1982 году с супругой приобрели участок в шестом саду товарищества имени Мичурина. И вот уже 23-й год приходится сочетать увлечение с работой в саду. Каждый раз Вера Васильевна спрашивает: «У тебя будет завтра игра?». Если ответ отрицательный, едем в сад. Она – хозяйка, а я – подсобник, все, что надо – сделаю.
– Как вообще происходит система проверки данных. Цифры, которые имеются у вас на руках, они, действительно, точные?
– Я, например, если в чем-то не уверен, эту цифру нигде не даю. Сначала ее сам проверю. По футболу есть возможность проверять через тренера, СМИ. А то, что касается нашей команды, единственное, в чем могут возникнуть несоответствия, так это в выездных матчах. В этом случае обращаюсь ко второму тренеру, который ведет всю статистику. Правда, могу вас заверить, что не каждый второй тренер ведет статистику нормально. Бывало наоборот, что именно они обращались ко мне. Такие обстоятельства грели душу. Значит, не зря всё это!


Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ