Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Виктор Королёв: Не считаю буллиты лотереей

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О вратарях Магнитки минувших лет поговорили с Виктором Королевым, который в течение пятнадцати сезонов проработал старшим тренером магнитогорской команды.

В этом материале мы ни в коем случае не хотели усомниться в профессиональных качествах каждого из голкиперов, о которых пойдет речь. Все они, вне всякого сомнения, профессионалы своего дела, до сих пор востребованные в своем вратарском ремесле уже на другом, тренерском поприще. Но, как известно, в каждом деле профессионалы отличаются друг от друга в плане характера, подачи мастерства, степени надежности. Вот об этом мы и говорили с нашим собеседником.   

–        Виктор Валентинович, Борис Тортунов является главным долгожителем среди всех вратарей магнитогорского «Металлурга». Он восемь сезонов отыграл в составе Магнитки, причем, дважды возвращался в команду. В чем были особенности Тортунова как вратаря? У него был свой выработанный стиль? Чем он так привлекал тренерский штаб магнитогорцев, что его два раза возвращали в «Металлург»?

–        Возвращали из-за того, что были проблемы с вратарями в команде. А так, в начале он попал в ту «золотую» команду, где, в общем-то, все четыре состава сильные, играть было полегче, чем в какой-то слабой команде. В то время «Металлург» играл по принципу: забьет, сколько захочет, а соперник – сколько сможет.

–        В 20 лет Тортунов дебютировал в «Металлурге». И уже тогда чем-то привлекал. Помните, как он появился в Магнитогорске?

–        Из Челябинска привезли. Я не знаю всей подоплеки. Видимо, Постников пригласил. Я тогда работал в фарм-клубе. Он не сразу стал основным вратарем.

–        Однако именно он играл ту знаменитую серию плей-офф против «Спартака»…

–        Да. Борису давали играть, он набирался опыта. В силу особенности характера он не особо переживал за пропущенные голы. Психологически устойчивый был. И у Тортунова на тот момент не было сильного напарника.

–        Пока в сезоне 1994/95 гг. не появился Валерий Иванников…

–        Да, но потом у Иванникова не пошло в плей-офф. Хотя вратарь был добротный. И вот после него Тортунов как раз вышел на новый уровень. Тем более, ему на тот момент исполнилось 25 лет.

–        Борис на буллитах хорошо играл. Благодаря ему в буллитных сериях в рамках Евролиги были обыграны «Ак Барс», МоДо.   

–        У него хорошая растяжка была. Ну и ростовые данные довольно-таки высокие. На шпагат он спокойно садился без всяких проблем. И, как уже сказал, был психологически устойчивым – не дергался, сильно не переживал.

–        Первый иностранец в составе «Металлурга» – швейцарец Паоло Делла Белла. Почему именно на наго обратили внимания тренеры команды?

–        Тогда в «Металлурге» Карпенко был основным вратарем, его сменщиком – молодой Кириллов. Бывает так, что можно в нужный момент показать себя, сыграть удачно. Так и случилось. На турнире Ромазана он в буквальном смысле творил чудеса, выступая за «Амбри-Пиотту». А наша вратарская линия требовала укрепления. И, видимо, по деньгам он подходил. Делла Белла - Достаточно средний вратарь, для уровня швейцарской лиги мог бы вырасти. Насколько мне известно, долго он в профессионалах не задержался, до тридцати лет закончил играть. Сам по себе доброжелательный, общительный парень, с удовольствием учил русский язык. Потом мы уже поняли, что не тянет Паоло на роль основного вратаря команды. Все-таки Карпенко был более стабильный, надежный. А Паоло - небольшим лентяем. Хотя любил играть, и было у него понимание игры. Я помню, как он у меня спрашивал, получит ли он золотую медаль чемпиона России.

–        Получил?

–        Да, конечно.   

–        Игорь Карпенко пять сезонов отыграл в «Металлурге». И почти в каждом сезоне магнитогорцы попадали в призеры, что-то выигрывали на российской и международной аренах. И только в чемпионате 2003/04 гг. он проиграл место в составе Норму Мараклу. В чем был сила Карпенко как вратаря?

–        Стабильность игры. Да, он мог и легкую шайбу пропустить, но игры не проваливал, особенно подряд. Если взять коэффициент отраженных бросков, то он у Игоря был неплохой. Известно, что этот коэффициент пришел из НХЛ. У Кинга спрашивал, как он определяет, что вратарь хороший, ведь он может играть в слабой команде и много пропускать. И Кинг сказал: что если коэффициент не меньше 92, то уже считается хороший вратарь. 93-94 – показатель супервратаря.

–        В сезоне 2001/02 гг. в «Металлурге» появился перспективный вратарь Денис Хлопотнов…

–        Его взяли тогда из ЦСКА. Такой работящий парень. Брали, чтобы он создал конкуренцию Карпенко, но не повезло ему на сборах в Германии. На тренировке ему Андрей Соколов футбольным мячом в голову попал со среднего расстояния, сделал сотрясение. И так он как-то не смог восстановиться. Если, допустим, перейти к Скотту…

–        Давайте перейдем сперва к Мараклу. Почему он выиграл конкуренцию у Карпенко? Или просто Сикора видел канадского индейца основным вратарем «Металлурга»?

–        Летом 2003 года Геннадий Величкин и Олег Куприянов вели активные поиски нового вратаря, который мог бы выиграть конкуренцию у Карпенко. Было около двух десятков претендентов. Обсуждали каждую кандидатуру, спорили, порой очень громко. Я ушел в отпуск, а с вратарем так и не определились. Искали обязательно иностранца. Геннадий Иванович позвонил мне в Испанию: «Нашли вратаря! Норм Маракл». Я его стал изучать через интернет. Сперва был в шоке: весь в наколках, любит быть плохим мальчиком, - гонять на мотоциклах. И они с Карпенко одинаковые – ростом и весом. В плане психологии очень спокойный, быстро адаптировался к игре на больших площадках. Уровня Игоря Карпенко. То есть, в случае чего, можно было спокойно их чередовать.

–        Но конкуренцию у Карпенко он все-таки выиграл?

–        Маракл был иностранцем. Может быть, из-за этого. Но то, что на голову выше – не скажешь. Общение между ними было без проблем, конфликтов не возникало.

–        Помню, Сикора сказал о Маракле: «Он филонил, поэтому я его убрал из команды». Это правда?

–        Да. Вот лентяй он еще больший, чем Карпенко. Он мог на тренировках шайбы не ловить, хотя игроки, как положено, отрабатывали броски.  

–        Трэвис Скотт -  у него была нестандартная стойка, клюшку держал в левой руке, играл необычными щитками. Как он оказался в команде?

–        Геннадий Величкин дал Кингу карт-бланш найти вратаря. И когда Скотт начал тренироваться, я заметил, что классической техники у него не было. Плюс ко всему он играл в линзах. Ничего особенно в нем не было, но он настолько серьезно готовился к матчам, и был серьезным во всех отношениях. Правда, год у него ушел на адаптацию. В 2006-м Магнитка «Авангарду» проиграла полуфинал. Зато после этого он выдал великолепный сезон. При всей своей нестандартной технике: и клюшка в другой руке, и растяжка неважная, - шпагатов не делал. Однако читал игру хорошо, владел клюшкой здорово.

–        Скотт был сильнее Маракла как вратарь?

–        Сильнее. По технике может быть похуже, но по отношению к работе на тренировках – лучше. Однажды после неудачной серии буллитов Трэвис подъехал к скамейке и сказал: «Я не обижусь, если на буллитах будет играть Илья Проскуряков». Тогда уже было заметно, что у Ильи получались эти буллиты. И потом в ЦСКА его выпускали на буллиты. Благодаря тандему Проскуряков – Скотту выиграли золотые медали. Большая благодарность Трэвису за результат пятого матча в Казани. А ушел он сам, не стал продлевать контракт. Ушел в «Мангейм» к Кингу. У нас остался Проскуряков и пригласили Мезина. На Кубке Виктории вели 3:0, но проиграли 3:4.

–        Что скажете об Андрее Мезине?

–        Вратарь, в общем, не стабильный. Вроде хорошее отношение к работе, но такой стабильности у него не было. Хотя на него сильно рассчитывали. Ведь он получил приз лучшего вратаря чемпионата мира. А у нас впереди был Кубок чемпионов в Санкт-Петербурге. Встал вопрос о приглашении Скотта.

–        Мезин-то красавец, отразил важные буллиты в поединке со «Слованом». Чье было решение отправить Мезина на буллиты?

–        Мы изначально знали, что Скотт буллиты не будет играть.

–        Выходит, не каждый вратарь умеет играть на буллитах. Почему?

–        Сейчас разговоры идут о том, что буллиты это лотерея. Но «Металлург» ни одни важные буллиты не проиграл. Выиграли 70-80 процентов таких матчей. Значит, у нас были исполнители и вратари. Да, есть вратари, которые отлично играют на буллитах.

–        Например, Илья Проскуряков.

–        Хорошая растяжка, реакция, движение, передвижение. Но я не считаю, что буллиты – лотерея. Когда в команде есть хорошие мастера, они обязательно уложатся  в серию из трех бросков.                

–        Илья Проскуряков на сегодняшний день самый яркий представитель магнитогорской школы в истории «Металлурга». В чем было его преимущество над другими вратарями – воспитанниками школы «Металлурга»?

–        Илья сам родом из Сургута, его привез в детскую команду Михаил Калашников. Сюда его привезли на перспективу в главную команду. За «Металлург-87» он провел четыре сезона. Был у нас тренер вратарей Юрий Шундров. Когда появился Печурский, он прочил ему более звездную карьеру. Были матчи, где Александр играл просто здорово. Так, Печурский уникальный вратарь: поиграл в КХЛ, ВХЛ, АХЛ и НХЛ. Не знаю, есть ли где еще такой вратарь. Еще один перспективный воспитанник «Металлурга» - Игорь Бобков. Без практики хорошие вратари теряют навыки. Им надо играть. Поэтому вначале Печурский уехал за рубеж, затем Бобков.

–        Проскуряков в «Металлурге» много матчей отыграл. За счет чего?

–        В конкуренции переигрывал, доказывал, что может играть. Я, допустим, верил в него, а Валерий Константинович – нет.    

–        Проскурякова по уровню мастерства можно сравнить с Тортуновым и Карпенко? Или это в принципе невозможно, потому что Илья просто вратарь другого поколения?

–        Не только другого поколения, но и другой школы. Мезин, Тортунов, Карпенко, Симчук – прошли советскую школу хоккея.

–        Проскуряков по технике ближе к Мараклу?

–        Да, но в отличие от Маракла, у Ильи великолепная растяжка. Карпенко с Мараклом они ближе друг к другу. А Скотт вообще особняком стоит. Хорошо играл ловушкой и клюшкой. 

–        Проскуряков по весу очень легкий вратарь.

–        Тортунов такой же был – шестьдесят килограммов с ботинками.

–        Чем Самсонов хорош?

–        От него зависит. Если в этом сезоне наберет 15 матчей – это будет очень хорошо.

–        Что такое идеальная вратарская бригада?

–        Это три вратаря. Один – основной. Второй, который может в любой момент заменить основного. И третий, который может помогать на тренировках. При этом должен быть перспективным. Должен учиться на примере первых двух вратарей. У них должно быть общение, коммуникабельность. Конкуренция должна присутствовать. В этом плане Скотт не боялся конкуренции и был коммуникабельным.

–        Георгий Гелашвили?

–        Очень эмоциональный вратарь. Конечно, вратарю нужно быть более хладнокровным, более стабильным, сосредоточенным, не отвлекаться на какие-то стычки. Ему это где-то помогало, но не стабильный вратарь. Игра вратаря зависит от уровня защитников, которые с ним играют. Чем выше уровень игроков обороны, тем меньше нагрузка ложится на вратаря. Вот почему именно процент отраженных бросков берется за основу определения качества вратаря.    

–        Какой вратарь считается опытным?

–        По моему убеждению - тот, который сыграл от ста матчей на высшем уровне. Или два полных сезона. Бывают исключения. Например, Василевский и Уфы. Там неудачное приобретение сделали. Но он доказал за короткий срок, что может играть на высоком уровне. Правда, как и многие перспективные улетел за океан. Тот же Бобровский из Новокузнецка получил место, будучи молодым, и тоже отправился за океан.

–        Кого еще из вратарей «Металлурга» тех лет вы отметите?  

–        Мы затронули только тех, кто участвовал в достижении больших целей, но до этого еще были те, которые способствовали выходу команды «Металлург» на высокий уровень. Это такие вратари, как Александр Труханов, игравший за «Металлург» в Первой лиге чемпионата СССР. Александр Семенов, Альберт Ширгазиев, Евгений Лойферман, Андрей Бессонов. Они тоже внесли свой вклад, готовили фундамент для следующего шага «Металлурга» в элиту не только отечественного, но и европейского хоккея.

Интервью вел Артур ИВАННИКОВ.

При использовании материала ссылка на источник строго обязательна.