Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Равиль Гусманов: Мне не было дела до уличных гуляний

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Капитан «Металлурга» еще не наигрался. Этот разговор с Равилем Гусмановым состоялся задолго до «золотого» взлета нашего «Металлурга» в чемпионате страны. Тогда, хмурым октябрьским днем прошлого года, я и новый капитан хоккейной Магнитки и думать не думали, что спустя полгода «Металлург» поднимется на хоккейный олимп.

Команда прозябала почти на самом дне турнирной таблицы, и дать это интервью капитан согласился, но позже заключил своеобразное пари. Мол, пусть оно будет опубликовано в «Магнитогорском рабочем» после того, когда с «Металлургом» все будет в порядке. Чемпионство Магнитки – это как раз тот случай.

ДОСЬЕ

Равиль Гусманов. Родился 25 июля 1972 года. Рост – 186, вес – 86. Амплуа – форвард. Карьера: «Трактор» (Челябинск, 1990-1994 гг.), «Winnipeg Jets» (НХЛ, 1995-1996 гг.), «Металлург» (Магнитогорск, с 1998 г.). В чемпионатах страны на начало сезона 2006/07 – 619 матчей, 143 шайбы.

Достижения: чемпион мира среди молодежных команд в составе сборной СНГ (1992), серебряный призер европейского юниорского первенства (1990), двукратный бронзовый призер чемпионата страны в составе челябинского «Трактора» (1993 и 1994), двукратный чемпион Евролиги (1999 и 2000), трехкратный чемпион России (1999, 2001, 2007), серебряный призер чемпионата России 2004 года, обладатель Суперкубка Европы (2000), трижды бронзовый призер национального первенства (2000, 2002, 2006) в составе магнитогорского «Металлурга». Серебряный призер чемпионата мира 2002 года, участник Олимпиады-1994, участник мировых форумов 1999 и 2001 гг., победитель традиционных турниров «Приз «Известий» (1992, 1993) и Кубок Балтики (1999) – это уже в составах национальной и олимпийской сборных страны. В 1998 году он выиграл высший трофей Интернациональной хоккейной лиги – Кубок Тёрнера – в составе американского клуба «Чикаго Вулвз».

Предпочтения: еда: японская кухня; напиток: квас; время года: зима; автомобиль: «Volvo»; музыка: «Linkin Park»; фильм: «Бриллиантовая рука», «Афоня».

– Равиль, в сентябре 2006 года вы провели 400-й матч за «Металлург» в чемпионатах страны. В 1998-м, когда впервые появились в Магнитогорске, могли себе представить, что так долго будете играть за эту команду?

– В то время особо не задумывался о будущем. Стремился играть в каждом матче, получать удовольствие, радовать болельщиков. Почти сразу понравился коллектив, отношение со стороны руководства, поэтому особого желания уходить отсюда никогда не появлялось. Хотя были предложения…

– Все-таки у профессионалов карьера не очень длинная, если выгодные предложения были, почему бы их не принять! С точки зрения профессионала это вполне логично.

– В принципе да. Но работа хоккеиста должна приносить удобство не только ему самому, но и его семье. Даже когда мы сюда переезжали, дочке менять школу пришлось, свои трудности были.

– Что в 1998-м году стало главным при подписании контракта с «Металлургом»?

– Здесь было очень много хоккеистов из Челябинска, главный тренер Белоусов, которых знал, играли вместе.

– Уже из Магнитки вы уезжали в Северную Америку вторично, и опять с НХЛ не сложилось...

– Не люблю на кого-то сваливать, мол, не поняли. Значит, не подошел под НХЛ. Возможно, удача отвернулась, возможно, сам не до конца доработал. Когда играл за «Виннипег» выставочный матч против «Калгари», мы выиграли 3:2, я забил две шайбы, в том числе и в овертайме. Мне после игры сказали: «Молодец, вот тебе билет – завтра в фарм-клуб улетаешь». Это было первое и не самое приятное столкновение с НХЛ. Хороший опыт, нисколько не расстроен, что поварился в той каше – только прибавил в профессиональном и бытовом плане.

– Вы терпеливый человек, если в фарм-клубах много времени провели. Значит, чего-то ждали?

– Все-таки надеялся ещё попасть в команду НХЛ. В фарм-клубе мастерства поменьше, беготни побольше. Так что ещё вопрос, где тяжелее играть: в НХЛ или в фарм-клубе.

– «Металлург» неудачно начал чемпионат, хотя в команде достаточно квалифицированных мастеров. У вас как у капитана есть объяснение?

– Тяжело объяснить, что происходит. Некоторые матчи проиграли из-за своей растерянности. Моментами команда просто неузнаваема. Вроде бы желание огромное, но получается невпопад. А бывали матчи, когда самоотдача хорошая, моментов много, но чего-то не хватало. Потерялась психологическая уверенность, сейчас надо найти свою игру. Как обычно это бывает – через работу.

– Капитан Гусманов и игрок Гусманов – это два разных человека?

– Думаю, да. В жизни не люблю много разговаривать. Как капитан должен в тяжелых ситуациях подбадривать ребят, словом и делом повести команду вперед.

– Ваше детство – это лед, тренер, поездки, тренировки, армейский подъем по утрам?

– Некоторые говорят, мол, хоккеисты такие богатые! Когда одни баклуши били, я каждый день в шесть утра с рюкзаком в трамвайной толкучке ехал на тренировку. Потом в школу, после школы – опять на тренировку. Хотя грех жаловаться на любимое дело. Мне никогда не было дела до этих уличных гуляний.

– Вас кто-то в секцию водил?

– Сейчас родители приходят на все тренировки, иногда вмешиваются в тренировочный процесс, знают больше, чем тренеры. Во времена моего детства было по-другому: родители работали, а мы без них ездили на соревнования и на тренировки сами ходили.

– Кто вас в хоккей привел?

– Отец. Он сам не профессионал, но очень спортивный человек. Чуть ли не каждый день бегает кроссы, внуков на лед таскает. Хочет из них тоже хоккеистов сделать. Зимой – лыжи, летом – футбол. Работал строителем, постоянно участвовал в лыжных гонках и маму вовлекал. Я тоже на лыжах участвовал в детских соревнованиях. На «Золотую шайбу» играл в Ярославле, где проходил всероссийский отборочный турнир.

– А в команду мастеров «Трактор» вы попали один из выпуска 1972 года рождения?

– Точнее, с защитником Артемом Копатем. Мы с ним родились в один день. Очень талантливый был хоккеист, мощный защитник, вместе играли в молодежной сборной. К сожалению, трагически погиб в 19 лет, неделю не дожил до двадцатилетия. Звали его за океан, вполне мог заиграть на самом высоком уровне.

– Челябинская школа тех лет ежегодно кого-то из «звезд» выпускала: Гомоляко, Карпов, вы…

– Выпуски 1970-го и 1971-го были достаточно богаты на талантливую молодежь. Там не только Гомоляко был, но и Сергей Тертышный, Давыдов, Сапожников, которые чемпионами мира становились, в сборной играли. Леша Степанов, который тоже трагически погиб, перед этим в «Металлурге» много играл, тоже 1972 года рождения. Вместе одно время тренировались.

– Сколько вам было лет, когда вы впервые встали на коньки?

– Отец меня в два года поставил на коньки. Вернее, в этом возрасте пробовал делать первые шаги.

– Получается, вы играете больше, чем некоторые работают. Не надоело?

– Наверное, когда надоест, все-таки закончу, но пока не наигрался. Матч заканчивается, и с нетерпением ждешь следующего.

– В НХЛ ваши коллеги играют до 40-45 лет. В России на уровне Суперлиги это реально?

– Все зависит от конкретного человека, его возможностей, здоровья. Хоккей – травматичный вид спорта, и все болячки рано или поздно сказываются. Часто люди заканчивают карьеру не из-за психологической усталости: желание есть, но здоровье не позволяет.

– Если бы у вас была возможность пригласить в команду кого-то из друзей-хоккеистов, то это были бы…

– Очень много ребят, с которыми дружу до сих пор, например, Эдик Кудерметов. Да почти все, с кем играл. Магнитка славилась коллективом, а когда есть коллектив, приходят победы.

– Сейчас в «Металлурге» он есть?

– С начала сезона многое изменилось. Коллектив в стадии формирования. У нас много молодежи, для которых взрослый хоккей пока в диковинку. Здесь свои требования, свои правила. Нужно время, чтобы молодежь осознала и поняла, куда она попала, в какую команду. Я думаю, всё будет хорошо.

– Какой вам результат больше всего нравится – 7:6 или 2:1?

– Когда 2:1 – команда боролась, играла, а – 7:6 – это расхлябанность.

– Кто самый лучший хоккеист в мире?

– Из моего поколения Ягр, Федоров. Они талантливые. Из молодого поколения – Ковальчук, но ему нужно время, чтобы достичь больших высот.

– Как вы относитесь к модным течениям в хоккее? Например, к современным клюшкам?

– Клюшки и у нас тоже в Америке заказывают. Я до сих пор играю клюшками со съемными деревянными крюками, хотя сегодня многие хоккеисты перешли на цельные клюшки. И коньки марки ССМ – старая модель, более тяжелая, но к ней я привык, поэтому не меняю.

– Дружеские отношения с кем из известных энхаэловцев поддерживаете?

– Ни с кем. Так получается, что общаюсь с более простыми людьми.

– Вы человек суеверный?

– В меру. Не буду ничего бросать, потому что якобы звезды не сложились.

– Супруга часто ходит на хоккей?

– С удовольствием, её я часто вижу на трибуне.

– Она ваш главный критик?

– Наоборот, я расстраиваюсь, а она поддерживает. Ирина, так скажем, более здравая голова семейства Гусмановых.

– Но она проброс от офсайда отличает?

– Конечно – ведь столько лет проездить с мужем-хоккеистом! Думаю, она уже что-то может любому тренеру подсказать.

– У вас есть увлечение, которое вы любите, возможно, больше, чем хоккей?

– Если честно, не остается свободного времени. Хотелось бы семье побольше уделять времени. Недавно родился сынишка, супруге тяжело – помочь хотелось бы.

– В чем помочь?

– Хотя бы поиграть с сыном, чтобы мама выспалась.

– У вашего сына очень редкое имя?

– Наверное, да. Его зовут Филат. Все девять месяцев ломали голову над тем, как назвать ребенка. Мне кажется, хорошее имя.

– А кто в итоге решение принял?

– Обоюдное согласие. Дочь немного сопротивлялась, ей хотелось какое-нибудь имя попроще: Саша или Сережа. Но мы с мамой убедили её. Надо, чтобы и сестре нравилось имя брата.

– Чем увлекаются супруга и дочь?

– На супруге держится всё домашнее хозяйство: стирка, уборка, глажка. Звери – кошка с собакой, ещё и дети. Я в бытовых проблемах не особо силен. А Настя занималась всем понемножку, старались, чтобы не била баклуши. Ходила в секцию фигурного катания, бальных, спортивных танцев. Пусть занимается, если это полезно для здоровья. Это лучше, чем сидеть дома. Никогда на неё не было никакого давления, мол, занимайся – и станешь великой. Мы сами детьми были, когда поженились и уехали в Америку.

– Валерий Карпов рассказывал, что он отдыхает от хоккея, выходя в театр.

– Посещали спектакли в Челябинске, Магнитогорске. Был в театре Ленкома в Москве.

– В межсезонье как обычно отдыхаете: активно или пассивно?

– В огороде жена с удовольствием копается, я же – чтобы помочь. Сажаю, например, кабачки. Могу что-то вскопать, вытащить сорняки. Большую часть отпуска проводим в Челябинске.

– Что вы сможете сделать своими руками, не прибегая к помощи специалистов?

– Честно – не очень много. Вот мой отец – мастер на все руки. Допустим, гвоздь в стену забить смогу, а батареи поменять – нет. Но не считаю это каким-то минусом.

– Ваши соседи по подъезду тоже хоккеисты? С обычными соседями пожить не хотелось?

– Когда проиграешь, сразу раздаются звонки от друзей, знакомых. Когда забьешь, выиграешь, почему-то никто не звонит. На улице прохожие, бывает, останавливают, спрашивают. Никогда не отнекивался – играем для болельщиков.

– А вы сами по себе болельщик? Переживаете за какие-нибудь клубы?

– И без того очень много в голове хоккея, поэтому не являюсь болельщиком. За сборные команды по другим видам спорта, безусловно, переживаю.

– Каким неспортивным достижением в своей жизни вы гордитесь?

– Своей семьей. Не каждая жена вытерпела бы такие мытарства, переезды. Некоторые друзья до сих пор представить себе не могут, как это так: сегодня здесь, а завтра там. Жизнь на чемоданах подойдет не каждому. Дочь столько школ поменяла, соответственно, друзей. Сына надо поставить на ноги. Поэтому успокаиваться рано, надо работать, кормить семью, растить детей.

– Дочь, насколько я понимаю, училась в американской школе?

– В так называемом прискуле – этап перед школой, чуть повыше садика.

– Сейчас «Металлургу» очень непросто (напомним, разговор состоялся в начале сезона). Подобный момент был когда-нибудь в вашей карьере?

– Не люблю проигрывать. Всегда расстраиваешься по этому поводу, но жена успокаивает. Дает мне на руки сына, и я сразу забываю о своей работе, неудачном дне. Сынок начал ползать, поэтому надо за ним следить. Раньше на короткие дистанции ползал, теперь по всей квартире. Конечно, на коньки его обязательно поставлю, а что он со временем выберет – решать ему.

– Впереди половина осени, вся зима, часть весны. Вы как капитан можете дать болельщикам «Металлурга» позитивный прогноз на весну?

– Думаю, команда найдет свою игру, будет прибавлять от матча к матчу и к плей-офф подойдет в лучшей форме. Все-таки всё будет хорошо.

– И я вам верю.


Источник: Магнитогорский рабочий
Автор: Артур ИВАННИКОВ