Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Евгений Селиванов: Хочу играть дома

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Пожалуй, очень трудно водной команде совмещать две функции – капитана и дядьки-наставники. Ещё сложнее, когда ты старше большинства партнеров на десять и более лет. Однако ситуация, сложившаяся в магнитогорском волейболе, того требует. Сегодня 31-летний капитан команды Евгений СЕЛИВАНОВ рассказывает о ней более подробно.
Наша справка:
СЕЛИВАНОВ Евгений Викторович. Родился 24 апреля 1974 года в Магнитогорске. Волейболом занимается с 1982 года. Амплуа – нападающий. Играл за команды мастеров: «Торпедо» (Челябинск, 1990-1991 гг.), «Магнитка-Университет» (с 1997 г.). Образование высшее: в 1997 году окончил металлургический факультет магнитогорского государственного технического университета.    
 
–        Евгений, в волейбольную, также как и в баскетбольную секцию, так просто не попасть: нужны физические данные, в первую очередь рост. Вы помните тот день, когда пришли в волейбольную секцию?
–        Это было, когда учился во втором классе. Попал с ребятами, которые взрослее меня были. Пригласили придти, - пришел, и вроде бы понравилось. Год отзанимался. После этого год пропустил, ходил в секцию коньков, занимался конькобежным спортом. С четвертого класса в волейбол меня вернула Наталья Павловна Исаева. Она вела меня до восьмого класса. Затем я уехал в Ростов-на-Дону – в училище олимпийского резерва, где отучился два года. Там предлагали остаться, но я решил вернуться. Тем более Наталья Павловна позвонила, сказала, что здесь могу на сто процентов поступить в технический университет.
–        Профессионалом стали, потому что этого хотели вы сами, или на этом больше настаивал тренер, который увидел в вас талантливого игрока?
–        Думаю, тренер видит  в любом игроке профессионала. А вот насколько он уже дальше пойдет, зависит только от него. Если он работоспособный и так далее. Однако врожденные качества надо развивать, вот здесь уже задача тренера, от него тоже многое зависит.  У меня было желание ежедневно ходить в секцию.
–        Вас не удивляет тот факт, что Магнитка, не будучи законодателем моды в отечественном волейболе, продолжает растить довольно приличные молодые кадры, не подкрепленные солидным финансированием. Как это получается?
–        Это зависит от тренеров. В Магнитогорске, прежде всего, сильная тренерская школа, много хороших наставников. Только поэтому мы держимся до сих пор на плаву, и выращиваем неплохие собственные кадры. Это – основное.
–        Когда вы начинали заниматься волейболом, что вас больше всего увлекало продолжать занятия в секции: тренер, сама игра, возможность выехать на соревнования, возможность пропускать уроки в школе по уважительным причинам?
–        Нет, занятия в школе пропускать ни в коем случае не хотел. Мне понравилась сама игра, тренер, которая держала нас в строгости, никогда не позволяла нам расслабляться. Но прежде всего мне понравилась сама игра, если бы не она – ушел бы. И надо признать, волейбол мне до сих пор нравится.
–        Обычно трудно представить, чтобы в игровых видах спорта, таких как футбол, хоккей, волейбол на юношеском уровне ребят тренировали именно женщины. В этой связи было что-то не то?
–        Я бы не сказал, что не то было. Тем более по юношам в волейболе женщина-тренер – это вполне естественно и нормально. Дальше, на более профессиональном уровне, женщине тяжело вести команду, а именно по юношам – очень даже хорошо. Лучше, чем если бы тренировал мужчина. Наталья Павлова сама по себе такая – и как человек, и как тренер. Самое главное, что она из нас людей воспитала.
–        Капитан команды в нашем клубе это выборная должность или назначаемая тренером?
–        В моем случае назначил тренер капитаном. В свое время, играя по юношам, тоже был капитаном команды. Так получилось, что в этой команде я старше всех, а значит, опытней. Поэтому мне доверили эту роль.
–        Насколько велика ответственность капитана в волейболе по сравнению  с прочими известными игровыми видами?
–        Капитан - стержень команды, помощник тренера, вокруг него все стараются сплотиться. Это костяк, от которого нарастает мясо. Если хороший капитан, - его прекрасно игроки понимают, что он требует. Он требует то же, что и тренер: дисциплину внутри команды, на площадке. Стараюсь справляться, ребята нормальные, понимающие, дружат с головой, думающие. Иногда надо просто в нужное русло их пустить, они будут делать то, что нужно для команды. Я не чувствую большой разницы в возрасте между собой и остальными ребятами. Её не ощущаешь, когда играешь. В спорте, когда играешь, возраст уходит на второй план.
–        Не скучно быть одну такому ветерану среди молодежи?
–        Да нет. Скучать не приходится, совершенно на это нет времени. Наоборот, как-то интересней. Если бы был кто-нибудь ещё из опытных в нашем коллективе, то и результат был бы немного другой. А сейчас результат не совсем нас устраивающий.
–        У вас есть какая-нибудь примета, как у самого старшего в команде человека? Допустим, раньше всех прийти на тренировку или позже всех покинуть её.
–        Я не приверженец таких больших примет. Единственное, что меня, может быть, отличает – это внешность. Могу не бриться в день игры, но это зачастую так в иных видах спорта.
–        Лига, в которой вы играете, можно назвать прогрессирующей, или  в ближайшие годы её уровень не поднимется?
–        Надо самим стремиться вверх. Мы играем в тяжелой лиге, где много молодых команд. Если команда опытная, она старается сезона за три подняться из этой лиги.  Если же долго из неё не выходить, то очень тяжело будет выйти из неё в дальнейшем. Из года в год можно играть хуже. Молодые команды набираются опыта, особенно фарм-клубы, и с ними вообще тяжело бороться. Сложно сказать, поднимется ли уровень первой лиги в целом, но он точно поднимется у первых пяти-шести команд, которые стремятся выиграть первенство.    
–        Реально ли стремиться вверх исключительно с молодежью?
–        Очень сложно. Тем более, когда большой помощи нет со стороны, когда всё на деньги администрации города. Те клубы, которые начинают выходить в высшую лигу «Б», в финансовом плане они лучше нас. Это - безусловно.
–        Вас никогда не тянуло попробовать себя на другом уровне?
–        Конечно, у каждого игрока есть мечта, чтобы где-то поиграть повыше. Надо смотреть, кто что будет предлагать. Хотелось бы.  С другой стороны, у меня мечта была, есть и остается, чтобы  в Магнитогорске волейбол был на уровне высшей лиги «А». Суперлигу, конечно, потянуть нам будет тяжело,  в городе другие клубы имеются, которые выступают на высоком уровне. Одно время мне поступило предложение из Санкт-Петербурга, от которого отказался.  Я такой, хочу играть дома. Считаю, здесь лучше создать хорошую команду, чем искать её где-то на стороне. Понятно, что в том случае можно было уехать и постараться заработать денег.
–        И все-таки провести 10 лет  в одном клубе – тяжеловато.
–        С этим согласен. Ещё может упасть и уровень мастерства, и мотивация. Некоторые боятся срываться, но мне не страшно попробовать себя где-то ещё. Просто нет большого желания. Хотелось, чтобы здесь была команда хорошего уровня. Знаю о том, какой волейбол был в Магнитогорске в былые годы. Сейчас надо бы его поднимать, а он, наоборот, из года в год падает, и падает. Стараемся его удержать, но не выходит. На молодых игроках не удержишь, тем более без хорошей финансовой поддержки. Многие опытные ребята ушли работать на комбинат, потому что надо было кормить семью. Уверен, из тех магнитогорцев, что играют в клубах хорошего уровня, все бы вернулись домой, если для них создать приемлемые условия.   
–        С годами стали уставать от профессионального спорта?
–        Особо - нет. Тем более, когда нравится, об усталости не думаешь. Устаешь под конец игры, но эта усталость может быть приятно, если твоя команда выигрывает. Пока не чувствую, что устаю. Запас сил ещё есть, их достаточно.
–        Какой он, - ваш главный тренер Александр Мещеряков?
–        Конечно, Александр Степанович – не сахар, с ним бывает иногда тяжело. Но в то же время тренер всегда поддерживает нас, много помогает и на площадке и вне её. Человек, который фанатично влюблен в волейбол, много сделал для развития этого вида спорта в нашем городе. Надеюсь, здоровье ему позволит и дальше помогать волейболу.
–        Наиболее успешный со спортивной точки зрения сезон в вашей карьере? Что в нем запомнилось?
–        Один сезон сложился очень удачно, когда у нас была хорошая, сбалансированная команда, от которой сейчас, получается, я один и остался. Кто на комбинате, кто свои делом занимается. Мы выходили в высшую лигу «Б», это был тяжелый, запоминающийся сезон. Было столько эмоции после выполненной задачи, но они были, конечно, только приятные.
–        А потом команда стала постепенно меняться…
–        Да. Ведущие игроки начали потихоньку уходить, возвращаться кто куда. В основном уходили туда, где больше платили, условия лучше.
–        Почему в этом сезоне не удалось побороться за 7-12-е места в финальных турах?
–        Мы сами виноваты в этом. 4-5 игр должны были выигрывать, чтобы точно обеспечить себе путевку в квалификацию за 7-12 места. Можно было и выше бороться, но так как опять же два человека приехали, два человека уехали - не подошли, складывалось что-то не в нашу пользу, и мы откатывались. Однако турнир за 7-12 места – это наш уровень, где мы должны были играть. Немного не получилось.
–        Ответственность за судьбу клуба с каждым годом чувствуется вами всё сильнее?
–        Конечно. Когда всё хорошо – это хорошо, а когда что-то начинает рушиться, конечно, больно смотреть, как всё это начиналось, и в каком состоянии всё это теперь. Тяжело и обидно. При этом, мало кто хочет повернуться лицом в нашу сторону. Спасибо руководству технического университета, которое многое делает для нашей команды.
–        Самый негативный момент в вашей карьере? 
–        Плюну через левое плечо, постучу по дереву - серьезные травмы обходили меня стороной. Было пару операций, но они не слишком серьезные, хотя влияющие на мою игру. Делал операцию на локте, если бы не позаботился о нем, тогда можно было бы действительно завязать с волейболом. Играть через боль невыносимо. Мелкие травмы были, как и у всех: голеностопы, пальцы – это нормальное для нас явление.
–        От волейбола не уставали?
–        Уставал от мяча. Надо иногда от него отдыхать, играть в какие-то другие подвижные игры – футбол, баскетбол, чтобы отвлечься. Если постоянно зацикливаться на одном и том же, результата не будет, поскольку интерес пропадет.
–        У вас была возможность уйти из волейбола намного раньше, и заняться чем-то другим?
–        На ММК создана сильная команда, в которой собраны те, кто когда-то играл у нас. Они и сейчас хорошо играют на уровне города, области. От волейбола никуда не уйти. Многие и по сей день им увлекаются. Например, Константин Вдовин. Столько лет прошло, а он до сих пор увлекается волейболом. Никто не уходит от волейбола, даже летом, когда можно сыграть на открытых площадках.      
–        Кстати, чем у вас ещё ассоциируется лето?
–        Лето – это, во-первых, сборы, основополагающие. Во-вторых, отдых, рыбалка. Хотя не так часто и продуктивно, но люблю посидеть с удочкой возле воды. В основном отдыхаю с семьей.
–        Говорят, что спорт - это один из видов искусства?
–        Волейбол с чем-то сравнивать тяжело, но в каждой игре что-то театральное есть. Основной мозг команды – это, конечно, пасующий игрок.  У него в голове весь сценарии матча. Если сценарий плохой, то хорошей игры в нашем исполнении не получится. Так и в спектакле: какие бы известные актеры в нем не играли, из плохого сценария вряд ли получится хорошая постановка.
–        Вы сам большой любитель искусства?
–        На самом деле профессиональный спорт отбирает массу времени: тренировки, сборы, игры. Если выпадает возможность, особенно летом, когда поехал куда-то отдыхать, в театр можно сходить. По возможности – обязательно. Когда были с женой в Санкт-Петербурге, обязательно в театр сходили. Театр нравится больше всего, в нем всё живо, как и  спорте.
–        Что вам помогает настраиваться на игры: крепкий сон, чтение книг.
–        Подход к игре у всех разный. Кому-то надо выспаться, кто-то может не спать, и при этом хорошо отыграть. Желательно, чтобы в день игры организм отдохнул. Важно отвлечься, ни о чем не думать. У меня  в день игры сформировавшийся образ жизни: подъем, завтрак, тренировка, обязательный отдых, а потом – в бой.
–        В каком городе больше всего нравится играть?
–        Самый лучший был – Нижний Новгород. Его никогда не забуду, там выходили в высшую лигу «Б». Жили на эмоциях каждый день, всё было подчинено одному. Признаться, во всех городах хорошо играть. Правда, нам не везет только с Екатеринбургом, где мы всё время неудачно играем.
–        Вы задумывались над тем, если бы не волейбол, с чем бы связали свою жизнь?
–        У нас, выпускников МГТУ, есть только один путь – на ММК. Но особо об этом не думал. Как начал с юношей играть в волейбол, не было возможности даже подумать о том, что рано закончу с волейболом, и пойду куда-то работать.
–        То есть, ничто другое спорт не перетягивало?
–        Абсолютно. Пробовал на гитаре научиться играть, но это чисто для себя. Много времени ни на что другое просто не оставалось.
–        Насколько мне известно, вы выходец не из спортивной семьи.
–        Так точно. Я в семье самый высокий. Мама занималась бальными танцами, папа обыкновенный рабочий, слесарь. Так что спортивную стезю выбрал сам плюс толчок тренера. Всё это слилось воедино, и вот результат.
–        Ваша семья – спортивная семья?
–        Жена Татьяна занималась танцами. В свое время у команды была группа поддержки, она оттуда. И здесь без волейбола не обошлось. Можно сказать, что семья спортивная. Сыну Сергею 2-го апреля исполнилось полгода, он пока ещё маленький. Говорят, вырастит – будет спортсменом. Если пойдет по моим стопам, запрещать не буду.      
–        Самая большая мечта Селиванова?
–        Обычная мечта, как и у всех. Чтоб всё хорошо было в семье, родители подольше пожили, были здоровые, сил было больше, чтоб волейбол был востребован, чтобы волейбольная команда вернула утраченные позиции (при условии хорошего финансирования), чтобы хорошие спонсоры появились у клуба.
–        А сами вы ещё долго намерены выходить на площадку?
–        Пока чувствую, что могу играть – буду играть. Нужно уходить вовремя, когда уже неинтересно, когда накопилась усталость. Чем выше рост, тем дольше играют. Заметил, что, играя сейчас с молодежью, свой уровень не теряю, держу на определенной планке. В планах - играть дальше, и в последствии хотелось бы остаться в системе волейбольного клуба.
–        Сами после окончания карьеры игрока, могли бы набрать группу шустрых мальчишек, и научить их тому, чему учили вас все эти годы – хорошо играть над сеткой?
–        С шустрыми мальчишками надо уметь работать. У нас есть хорошие тренеры, они должны работать с юношами. Здесь нужен еще и педогогический талант. В городе же сейчас нет «переходного» тренера, умеющего подвести выпускника школы к команде мастеров. Интересно было бы работать с более зрелыми игроками, или с молодежью, которая будет на подходе в главную команду. Я работал с детьми, с ними тяжело. В любом случае, в этом деле должен быть навык. Детский волейбол в Магнитке находится тоже в подвешенном состоянии. Мало поездок. У нас, например, в те годы каждый месяц проходили где-то турниры, часто выезжали на них. Сейчас дети нигде не играют. И это печально, потому что магнитогорский волейбол силен традициями, только их надо возрождать.     

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ