Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Навсегда ли конькобежный спорт в Магнитогорске «отбросил коньки»?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Когда в Челябинске построили и с помпой открыли конькобежный стадион «Уральская молния», названный в честь нашей землячки, великой спортсменки, шестикратной олимпийской чемпионки Лидии Скобликовой, невольно вспомнил, что были годы, когда и в Магнитогорске этот прекрасный вид спорта был в большом почете, а на коньках, без преувеличения, стояла половина детей и молодежи.
По выходным, зимними вечерами, особенно на левобережных ледовых площадках стадионов строителей и металлургов, было не протолкнуться. Льдом заливали даже дорожки левобережного парка металлургов. Да и чуть позже популярны были массовые катания на катке Центрального стадиона. Звучала музыка, работали буфеты, раздевалки, пункты проката и заточки коньков. Порой желающих было столько, что в раздевалки стояли очереди. Массовое увлечение коньками не могло не повлиять и на спортивную составляющую этого изумительного изобретения голландцев. В спортивных секциях скоростного бега на коньках занимались сотни детей и подростков, из которых подрастала местная спортивная элита, и магнитогорские конькобежцы составляли серьезную конкуренцию тем же челябинцам. Да и магнитогорский хоккей, начинавшийся с «Малютки», наверняка вырос из массового и повального увлечения коньками.

В 1971 году в городе была открыта специализированная спортивная школа гороно № 3 с основным «уклоном» – скоростной бег на коньках. Для нее рядом с общеобразовательной школой № 14 был построен современный ледовый стадион со стандартной 400-метровой дорожкой, «офисом» с теплыми раздевалками. Были заливочная машина-комбайн и гараж для нее. В спортивных секциях под руководством опытных тренеров занимались до 540 человек.

Дважды мастер спорта – по скоростному бегу на коньках и велосипеду – тренер тех лет Валентина Тотмянина вспоминает:

– Ледовый стадион около 14-й школы притягивал к себе, отрывая от улицы и пагубных для здоровья «увлечений» сотни детей и подростков. Причем круглый год: в теплый период конькобежцы становились на ролики. Кроме ребят, занимавшихся в спортивных группах, на лед и идеально снивелированный для скоростного бега асфальт приходили и дворовые мальчишки со своими коньками и роликами. Здесь же школьные учителя проводили занятия по физкультуре. Секции были переполнены. Обычно спортивные чиновники время от времени приходят, чтобы посчитать «по головам», нет ли «мертвых душ», не пора ли сокращать тренерскую ставку. В нашей школе «счетоводам» делать было нечего.

Но, как и повсеместно, грянул недоброй памяти 90-й год. Спортивная школа в считанные месяцы «отбросила коньки». То ли «принципиально» кому-то пришла идея закрыть спортшколу по конькам и были организованы провокации, то ли к тому времени люди, затюканные «перестройкой» и безденежьем, осатанели, но когда началась первая заливка льда, с протестом и в прямом смысле с топорами на поле пришли жители окрестных домов. Дошло до того, что стали резать шланги: мол, мы не намерены оплачивать воду, которую без меры вы выливаете. Хотя вода была не «жэковская», а из пожарного гидранта – по согласованию с пожарной частью. Так и не дали залить каток. Эти же люди уже зимой стали бомбардировать «телегами» различные районные и городские инстанции с жалобами на то, что каток не залили и детям негде кататься. Вот такая ирония судьбы. Но «дело» было сделано.

Вскоре спортшколу «попросили» из гаража. Чтобы заливочная машина не осталась без присмотра, ей пришлось «за стоянку» поработать на очистке дорог от снега. А потом машину элементарно разворовали. Первое время юные конькобежцы со своими наставниками ездили тренироваться на Центральный стадион, где их совершенно безвозмездно приютил удивительной души человек, прекрасный организатор физкультурного и спортивного движения Павел Шувалов, искренне болевший за спорт и за детей. Но вскоре и там все развалилось. Прошло с тех пор полтора десятка лет.

Валентина Тотмянина, директор ДЮСШ-3 Лилия Дзеба вынашивают мечту возродить в городе скоростной бег на коньках. К этому их подвигают и бывшие воспитанники, у которых подросли свои дети, лишенные возможности даже насладиться одним только видом стремительного, завораживающего, элегантного бега спортсмена по зеркальной ледовой дорожке. Разве что по телевизору.

– Для многих были неожиданными победы российских конькобежцев на Олимпийских играх в Турине, – говорит Лилия Дзеба. – Но только не для специалистов. За предыдущий олимпийский цикл – четыре года – в России построено два искусственных катка: в Коломне и Челябинске. И сразу появились результаты. Есть возможность и необходимость возродить конькобежный спорт в Магнитогорске на базе нашей спортивной школы. Есть тренерские кадры, есть спланированная профессиональная беговая дорожка, на которой для роликодрома достаточно обновить асфальт – тому же Южуралавтобану на полдня работы. И можно сразу начать набор детей и летний цикл тренировок на роликовых коньках. И постепенно готовиться к открытию ледового стадиона: по имеющимся сведениям, «Уральская молния» готова отдать Магнитогорску заливочную машину, для которой только необходимо построить теплый гараж. А место для него есть. И еще – восстановить освещение. Раздевалки у нас есть, фитнес и шейпинг потеснятся – никто не будет в обиде.

Так-то оно так, да не все просто. «А какова цена вопроса?» – так и слышится унылая реплика иного городского чиновника. Конечно, без затрат, и, подозреваю, немалых, не обойтись. Спорт – вообще дело неприбыльное в принципе, тем более массовый. Поэтому нужны добрая воля и понимание городских руководителей, что ветераны городского конькобежного спорта, а это – не только Валентина Тотмянина, Лилия Дзеба, но и их бывшие воспитанники Сергей Юрченко, Геннадий Макагонов, Сергей и Алексей Осяйкины, Александр Кулик, Иван Миронов и многие другие, не ностальгию испытывают по своим былым победным секундам на зеркальных ледовых дорожках, по поющему шелесту коньков, а видят в возрождении этого прекрасного вида спорта в Магнитогорске реальный и конкретный путь решения программы духовного и физического оздоровления нации. Куда уж конкретнее – привести в секцию, на стадион из подвалов и подъездов, оторвав от пива и сигарет, прочих «увлечений» современной молодежи сотни ребят? И, надо надеяться, на такое благое дело деньги должны найти. По крайней мере, под такую программу их в областном центре можно требовать настойчиво и смело.