Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Павел Борисов: Я не хочу терять этот город

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
В отличие от футбольной сборной России магнитогорец Павел БОРИСОВ побывал в Германии в качестве участника юниорского первенства Европы по биатлону и вернулся оттуда с двумя золотыми медалями. Об этом наша футбольная сборная может только мечтать. Таким образом, этот сезон для магнитогорского биатлона завершился на очень высокой ноте. С виновником произошедшего мы встретились буквально за несколько дней перед его отлетом на долгожданный 10-дневный отдых. И наш разговор, разумеется, начался с вопросов о футболе.

Наша справка:
БОРИСОВ Павел Дмитриевич. Родился 26 июля 1985 года в Магнитогорске. Мастер спорта по биатлону. Занимается им с 1995 года в СДЮСШОР №4 (директор Иван Федорович Кальянов). Первый тренер – Василий Николаевич Макаров, нынешний – Василий Михайлович Федоров. Учится на 4-м курсе технологического факультета МаГУ по специальности «Менеджмент в спорте». Титулы и достижения: неоднократный победитель первенств и Кубков России. Победитель первенства мира 2004 года во Франции, бронзовый призер этапа Кубка Европы в Австрии (2004 г.), трехкратный победитель первенств Европы в Новосибирске (2005 г.) и Германии (2006 г.).

–        Павел, в Германии чувствуется, что там с 9-го июня начнется чемпионат мира по футболу?
–        Конечно. Но я не настолько им увлекаюсь. Хотя видел всякие сувениры в аэропорту Мюнхена. У них много телевизионных каналов, посвященных именно футболу. Сам я играть в футбол люблю, а смотреть - не очень. Больше предпочитаю хоккей, не из-за того, что в городе очень сильная команда мастеров. Просто так повелось. Но за футболом слежу, владею необходимой информацией.
–        Но ведь за какую-нибудь сборную вы будете болеть?
–        Так как наши туда не едут, не знаю за кого болеть. Наверное, за хохлов. Но повторюсь, ярого фанатизма по поводу футбола у меня нет.
–        А футбол входит в общефизическую подготовку биатлонистов?
–        Да. Когда два года тренировался в молодежной команде, футбол был раз  в неделю. Не такой, чтобы после него мышцы болели, а техничный и аккуратный. Для общего развития.
–        В целом Германия понравилась?
–        Прилетели в Мюнхен. Аэропорт очень огромный, было тепло, и это -  в конце февраля. Кругом зеленая трава. Как правило, в сам город не въезжаем. Так было в Австрии, во Франции, в Швейцарии. Туда едем для того чтобы соревноваться, а не как наши футболисты - отдыхать. Помните, когда они приехали на чемпионат Европы, привезли жен, детей и загорали на пляжах в день отдыха. Я думаю, они смогут себе позволить съездить на море вне тренировочного процесса. Тем более такой турнир, как чемпионат Европы едва ли не единственная надежда у нашей сборной, что-либо выиграть в футболе. У нас же не получается никаких экскурсии. Бывают дни отдыха, когда мы самостоятельно куда-то ходим, фотографируемся. Сами находим какие-то развлечения. Но опять же всё это в пределах правил. Никаких спиртных напитков и расслаблений быть не должно. Наш  тренер по сборной из Санкт-Петербурга такой дальновидный. Он говорит: «Всему свое место и время». И это правильно. В нас вкладывают деньги, на нас смотрят люди, и вообще биатлон становится популярным, в том числе на телевидении.
–        Фамилия тренера из Санкт-Петербурга случайно не Путин?
–        Нет. Каспирович. Он про себя говорит: «Я из серии Абрамовичей». Порядочный тренер, с ним хорошие отношения. Сейчас будут некоторые изменения в команде и затронут вопрос о его местоположении в сборной: либо он останется при молодежи, либо перейдет к взрослым.
–        Чем биатлонные комплексы и трассы Европы отличаются от российских трасс?
–        Безусловно, европейские трассы более качественны и подготовлены. И что самое главное – это  отличие снега. Европейский снег, как правило, горный снег. Соревнования проводятся на высоте не ниже 800 метров. В основном это среднегорье. Снег отличается тем, что он более скоростной. И те спортсмены, которые выступают постоянно в Европе, они готовы  к такому снегу, у них много смазки, парафина именно под этот снег. А мы проходим отбор здесь, соблюдая спортивный принцип, и потом отправляемся за границу. Международный опыт у меня начался с сезона 2003-04 гг. Разнообразие трасс и стран дало определенный опыт гонок  в Европе. Поэтому я больше люблю гонки, которые проходят за рубежом на хорошо подготовленных трассах, когда всё хорошо.
–        Некоторые ваши ровесники предпочитают не менее активно проводить время: они пьют пиво, шатаются до поздней ночи по улицам. Как вам удается избегать таких соблазнов?
–        Если честно, против выпивки конкретно у меня ничего нет. Есть определенные дни, праздники. Спортсмены – те же люди, им иногда охота расслабиться. У меня свой график, режим спортивной и неспортивной деятельности.
–        Кто вас научил составлять такие графики?
–        Вероятно, родители привили специфику думать, планировать заранее, готовиться. Именно во мне самом есть такая черта.
–        А можно, например, заранее спланировать медаль олимпийских игр?
–        Планировать можно, но нужно быть реалистом именно в таких вещах, как золотые медали, награды. Все понимают, что спорт это спорт. В нем ставятся задачи, есть планка, которую пытаемся достичь, выжав из себя максимум. И так чтобы во всеуслышание кричать, что я, мол, поеду на олимпийские игры и завоюю медаль – это излишняя самоуверенность.
–        На страницах газет на протяжении нескольких лет не сходят ваша фамилия, Александра Копытова, Антона Овсянникова. Чем объяснить такую метаморфозу: все-таки вы держитесь на уровне сборной, достаточно уверенно выступаете в международных соревнованиях.
–        С каждым годом в биатлоне очень много гонок. У меня есть дневник тренировок, где веду количество стартов: российских и международных. Старты возрастают. На каком-то этапе сильнее одни спортсмены, на каком-то - другие. Но плеяда Овсянников – Борисов идет вообще давно, с 1998 года. Мы ученики 21-й школы. Можно сказать спасибо директору школы Людмиле Семеновне Борисенко, которая всегда шла нам навстречу. С другой стороны мы выступали за школу на районных соревнованиях по разным видам спорта. Копытов присоединился к нашему с Овсянниковым дуэту уже в университетском возрасте, когда учились на первом курсе. Он перешел из лыж в биатлон. Благодаря своему характеру, он вообще полный пофигист, может ни на кого не смотреть, и стреляет в ноль. Через стрельбу и словил момент, поймал стрельбу, как у нас говорят. Поэтому он в биатлоне хорошо себя проявляет.
–        А вы дружны между собой?
–        Да, конечно. Везде вместе. Школьных друзей у меня практически не осталось. В вузе есть друзья, среди них – половина спортсменов, с которыми постоянно пересекаемся на сборах в Абзаково.  
–        Вы ни разу не давали повода Василию Федорову накричать на вас, возможно, даже отказаться вас тренировать?
–        У нас довольно-таки рабочая обстановка в постоянном напряжении. Он такой человек, что не дает нам ни в чем спуска. Жесткий, требовательный к себе - в первую очередь, а потом, конечно, к нам. Взаимопонимание очень хорошее. До этого моим тренером был Василий Николаевич Макаров. Он наоборот мягкий, настоящий детский тренер. Для того периода, когда я при нем занимался, он подошел в идеале. Также привил любовь к биатлону, благодаря ему, перешел в более старший возраст. И то, что он во мне заложил, уже развил в дальнейшем, на более взрослой стадии Федоров.
–        Но вы готовы с ним работать дальше, когда перейдете в категорию взрослых?
–        Да, с Федоровым готовы дальше работать Копытов, Овсянников, Борисов и многие другие пока менее известные, но уже достаточно высокого уровня спортсмены, такие как Олеся Анисимова, Александр Скороходов, с которым мы в патрульной гонке на первенстве России взяли «золото».
–        Я читал в интервью моего коллеги Юрия Попова, что у вас «полное взаимопонимание с преподавателями». Это как?
–        Ха-ха. Сейчас всё более интересно становится это взаимопонимание с преподавателями. Большинство из них знает нас, поэтому улыбаясь и смеясь на зачетах и экзаменах в основном задают вопросы о жизни. Но есть такие преподаватели, которые очень преданы своему делу, но всё равно делают нам небольшие поблажки. А вообще в основе всего этого для них  в первую очередь должны быть знания. Мы всячески пытаемся выкручиваться, и наш ректор Валентин Романов очень помогает. Декан технологического факультета Валерий Наумов сам бывший спортсмен, он прекрасно понимает каким трудом это достается. Нельзя одновременно в спорте и учебе быть сильнейшим. У нас на первом месте спорт, а на втором – учеба в университете. Думаю, благодаря поддержке, мы окончим этот университет достойно.
–        Значит, на первом месте - спорт, на втором - учеба, а на третьем – девушки?
–        У меня есть девушка, живем вместе два года в гражданском браке. Довольно рано повзрослел, родители вначале были против. Но Юля  к спорту относится хорошо, она племянница Елены Беловой. У нас полное взаимопонимание. Мы, победители патрульной гонки, едем на оздоровительный сбор в Турцию. На майских праздниках в течение десяти дней там отдохнем. Но по утрам всё равно будем бегать кроссы.        
–        В ходе сезона только снег и видите перед глазами?
–        Да. Мы также как и хоккеисты выступаем в чемпионате страны, защищая флаг ММК, поднимая его имидж. И наши успехи могут способствовать развитию биатлона в Магнитогорске. Это будет приносить плоды. Правда, спорт высоких достижений требует определенных вложений. Пока в Абзаково база до конца не оборудована, чтобы всецело готовить хороших спортсменов взрослого уровня, для того чтобы вызывать сюда сборную команду, сильнейших биатлонистов страны. Они бы приезжали и обменивались опытом. А мы, глядя на них, проводили бы контрольные прикидки. Для этого необходимо в Абзаково построить небольшую собственную гостиницу. У нас всегда возникает много вопросов, когда выезжаем в Абзаково на сборы. Казалось бы, это предприятие от ММК, мы на нем работаем, а в Абзаково всегда трудности. Почему нет определенного состава, костяка из 10-15 человек, которые бы могли всегда находиться и тренироваться в Абзаково, чтобы у них там было питание и крыша над головой. Для этого в Абзаково ещё нужно вложить минимум, и потом на этом зарабатывать деньги. Проводить соревнования всероссийского ранга. Причем, в Уфе это уже возможно сегодня - в этом году там пройдет чемпионат мира по летнему биатлону.  
–        Какой у вас был любимый предмет, когда учились в школе?
–        География и биология. География давалась легче всего. Понимал, что для моего кругозора это будет важно. Очень не любил английский язык и химию. Трудно мне давались эти предметы. Хотя благодарен учителю иностранного языка Любови Николаеве Самановой. Теперь, выезжая за границу, я всегда вспоминают программу школьных времен - для общения с людьми на английском языке.
–        Хотя и русский язык немцы, финны, чехи, словаки знают достаточно хорошо.
–        Да. Русский многие понимают, поэтому с ругательствами на трассе надо быть аккуратнее, если это применимо к соперникам. Русский мат многие соперники понимают.    
–        В Германии два «золота» без русского мата выиграли?
–        В принципе всё прошло ровно. Была хорошая погода. На эстафете, когда мы выиграли, все в шоке были. Немцы очень радовались тому, что взяли «серебро», смирились. Мы, россияне, забрали всё немецкое «золото»!
–        Это характерный показатель жизненного спада молодого поколения Германии.
–        Да. Была долгая пресс-конференция, где расспрашивали нас, как мы готовимся, какие у нас спонсоры. В общем, задавали некорректные вопросы.
–        Валентин Федорович Романов не собирается теперь сделать что-то вроде спортивного музея МаГУ?
–        Если даже он и существует, то я о нем не слышал. С Валентином Федоровичем по этому поводу не разговаривали. Всегда после приезда из-за границы стараюсь привезти ему какой-нибудь презент. Если будет такая необходимость, один из Кубков подарю спортивному музею МаГУ.
–        Немцы – хитрые люди, они Кубок без чаши сделали. В чем такие большие медали обмывали?  
–        В кружках. Обмыли здесь с друзьями. Отметили просто. Причем, не сразу. Мы вернулись из Германии не в Магнитку, а в Красноярск. Там надо было через два уже выступать.
–        Интересно подсчитать, сколько месяцев  в году вы не бываете дома?
–        В среднем около десяти месяцев из двенадцати. Выходит, лишь два месяца бываю дома.
–        Кто из родных наиболее всего переживает по поводу долговременного отсутствия?
–        Если уж из совсем близких, то это, конечно, родители: мама и папа. Они бывшие спортсмены, занимались скалолазанием, закалка та ещё осталась. Знают, каким трудом это достается. С детства меня к биатлону приучила мама. Пошли в секцию записываться, а не знали в какую. Хотел в большой теннис записаться. До этого занимался плаванием, лыжи вообще не любил, падал постоянно. А вот родители до сих пор любят лыжные прогулки, летом бегают кроссы, со спортом не расстаются. Так вот, выслушал от администратора, в каком виде спорта разнообразнее тренировки, и так просто заявил: «Давайте в биатлон». А тут навстречу шел мой первый тренер Макаров. Он узнал, что я живу на левом берегу, что мне 10 лет, и честно маме сказал, что из-за долгой дороги вскоре могу бросить занятия. Много друзей туда перетаскал с собой, все в итоге ушли. В те годы было очень весело. Начиная с 9-го класса школы, пошли серьезные результаты на всероссийских соревнованиях.
–        У вас есть любимое время года?
–        Весна. В этот период заканчивается соревновательный цикл. Однако до июня мы полностью не отдыхаем, тренируемся три-четыре раза в неделю: общефизическая подготовка, футбол, плавание. Директор ПЛ №13 Борис Иванович Булахов идет навстречу. Кроме того, ходим в тренажерный зал, занимаемся с оружием. Зимой, в соревновательный период, больше индивидуальной подготовки. Если накануне старт, реально осознаешь, что тебе нужно сделать: хорошо выспаться или кросс пробежать.
–        По кому в основном скучаете, находясь на сборах и соревнованиях?
–        По любимой девушке Юле, по автомобилю, который есть. По музыке. Я люблю хорошую музыку: Ванессу Мэй, Чайковского, Круга. Пристрастия к какому-то музыкальному жанру нет. В планах – хочу жить в доме, потому что с родителями всю жизнь прожил в доме. Можно сказать, вырос из поселковой шпаны.
–        Значит, из шпаны?
–        Если говорить правду, то по большей части было всё: и сигареты, и выпивка. Развивался как обычный пацан, а потом взялся за ум, нашел себя.
–        Мало кто знает, как биатлонисты тренируют стрельбу. Вы не холостите как спортсмены практической стрельбы?
–        Холостой тренаж у биатлонистов используется непосредственно. За этот сезон получилось около 90 часов холостого тренажа. Количество патронов, потраченных за год - восемь тысяч. Объем лыжных тренировок – семь тысяч километров.
–        В рацион биатлонистов, наверное, входит значительное употребление моркови?
–        Не только морковку, но и свеклу едим. Это повышает гемоглобин. Чернику. Стараемся обходиться натуральными продуктами. Однако и без фармакологии тоже сейчас никуда. Это уже давно не секрет.
–        С холодным оружием удачно обращаетесь. Например, чистить картошку умеете?
–        Конечно. Я вспоминаю тот сезон, когда мы готовились к первенству мира во Франции. Сборы проводили в Киргизии со своим питанием, не хватало суточных в столовой поесть. С тренировки приходишь, а темнеет быстро, что даже помыться не успеваешь. Помню, уставший, немытый начинаешь готовить. Тот режим для того периода времени нам идеально подходил, чтобы мы свою дурь никуда не распространяли, направляя юношескую энергию  в нужное русло. Народ приходил и удивлялся, что мы такие неприхотливые, приспособленные к жизни спортсмены. Действительно, готовить я люблю, но сейчас всё меньше и меньше.
–        Наверное, соблазнов переехать в команду другого города было немало?
–        Да, они есть. Однако что-нибудь, может, изменится к лучшему и у нас. Я не хочу терять этот город, то, что здесь нажил. Своих друзей. Большой спорт – это спорт больших вложений, но они не такие большие, как в других видах спорта. Без финансовой поддержки в нынешнее время никуда. Деньги решают практически всё. Без них не выжить.
–        Павел, а вы помните, как вообще первый раз что-то выиграли, причем, не только в биатлоне. 
–        Первый мой приз? В садике были лыжные соревнования, где мы с соперником поделили первое место. Прямо на финише у меня порвался ремешок в виде жгута, и я немного проиграл. Нам подарили по значку.  

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ