В прошлом году Андрей Мартемьянов во второй раз в карьере возглавил хабаровский «Амур». На тот момент на протяжении пяти сезонов кряду дальневосточный клуб не мог пробиться в плей-офф. В последний раз «тигры» становились участником розыгрыша Кубка Гагарина ещё в 2018 году, когда командой руководил как раз Мартемьянов. И в первом же сезоне после возвращения специалиста в Хабаровск «Амуру» удалось прервать неудачную серию.
Примечательно, что новый контракт с главным тренером был подписан ещё в тот момент, когда «Амур» только боролся за попадание в восьмёрку в Восточной конференции. В первом раунде плей-офф «тигры» навязали отчаянное сопротивление будущему чемпиону КХЛ магнитогорскому «Металлургу» (2:4), а теперь ставят перед собой ещё более высокие задачи. В эксклюзивном интервью «Чемпионату» 61-летний Мартемьянов рассказал:
- о вынужденных изменениях в предсезонной подготовке;
- об испытанном удивлении после продления контракта в феврале;
- о том, что сказал Илье Набокову после завершения серии плей-офф;
- о важности сохранении прошлогоднего костяка и произведённом усилении в межсезонье;
- о причинах произошедших изменений в тренерском штабе;
- о повышении планки ожиданий от выступления в новом сезоне;
- о том, почему готов отпустить игроков сборных на олимпийскую квалификацию;
- и о том, каких вещей никогда не потерпит в своей команде.
— В том интервью вы ведь также говорили, что для дальневосточных команд предсезонная подготовка носит ещё более высокое значение, чем для западных.
— Сто процентов, потому что здесь тренируется не только физическое состояние, но и психологическое. Надо работать через не могу и уметь переносить смены часовых поясов, да и само нахождение в самолёте. Для этого нужно включать характер, выискивать дополнительные резервы. Может быть, и на льду нужно переработать, чтобы всему этому научиться.
«Советский хоккей всегда был одним из лидеров, если не лидером. Из нас выжимали всё»
— Все ли в хоккеисты в хорошем состоянии прибыли на сбор после индивидуальной подготовки или без нареканий всё-таки не обошлось?
— Скажу без лишнего пафоса – ребята вышли в удовлетворительном состоянии. Знаю, что они много тренировались. Сейчас есть такие вещи, как тренировочные лагеря. Но всё равно работа у нас специфическая. Ребята провели аэробные тренировки, сейчас упор больше делается на скоростно-силовую составляющую, а в команде она переносится немного по-другому.
— Из ваших слов в начале разговора можно сделать вывод, что вы недовольны решением КХЛ сократить предсезонную подготовку. Остаётесь приверженцем советской методики?
— Если люди помнят историю, то советский хоккей всегда был одним из лидеров, если не лидером. Это признавали во всём мире – не только в Европе, но и за океаном. Очень много в советской методике строилось на физической подготовке. И скоростная выносливость, и силовая выносливость, и общая выносливость – всё это было на самом высоком уровне.
Вспоминаю те времена, когда сам был хоккеистом – в советские времена из нас выжимали всё. Мы готовились два с половиной месяца, игр тогда было поменьше, но глядя на игроков тех лет – они были настоящими атлетами. Мы были физически развиты и могли играть во все игры – в футбол, в волейбол и так далее. Любую нагрузку и любое задание выполняли от и до.
Андрей Мартемьянов
Фото: Владимир Беззубов, photo.khl.ru
— Есть ощущение, что у такой подготовки был и негативный эффект, ведь в большой массе хоккеисты рано заканчивали. Мало кто мог доиграть до 40 лет, как сейчас это делает тот же Яков Рылов.
— Это всё происходило искусственно! Возьмите тех же Фетисова или Касатонова: когда они закончили? Багаж был наработан десятилетиями и функционалку закладывали на таком высоком уровне, что можно было спокойно играть до 40 лет. Я сам доиграл почти до 40 и ничего – не сломался, жив и здоров.
— Для вас это не принципиальная история в том плане, что некоторые тренеры настаивают на том, что они сами подбирают помощников?
— Как случилось – так случилось. Я же не руководитель клуба, я руководитель команды. Меня наняли на работу точно так же, как нанимают игроков. По каким-то моментам я могу высказать своё мнение, но всё равно решающее слово за работодателем.
Рад, что мои бывшие помощники трудоустроились в другие команды. Думаю, что у них всё будет нормально. Жизнь – это такая штука: сегодня сводит так, завтра — по-другому. Кто знает, может быть, когда-нибудь в новом месте мы и воссоединимся. Вполне такое возможно.
Андрей Мартемьянов
Фото: Дмитрий Кулинич, photo.khl.ru
— Что скажете о новых помощниках?
— Когда меня поставили в известность, что тренерский штаб будет видоизменён, я не был против по новым кандидатурам. Знаю этих специалистов и знаю, как они работают. Это первое. А второе — в любых изменениях я всегда ищу положительные моменты. Свежий взгляд – немаловажный фактор как в плане подготовки, так и в плане игровых моментов.
Почему нет? Далеко не все держатся штабами. Есть примеры, кто из главных тренеров работает в одного, постоянно с новым штабом. И выигрывают. Так что в этом нет ничего страшного. Может быть, и парням поможет такая смена обстановки, услышат и увидят для себя что-то новое.
«Сказал Набокову, чтобы не вздумал останавливаться»
— В марте сразу после завершения первого раунда плей-офф вы дали интервью моему коллеге Родиону Власову, в котором сказали, что для «Магнитки» вообще радость, что они смогли пройти «Амур». На тот момент ещё никто не знал, что «Металлург» в итоге станет чемпионом КХЛ. А вы видели в своём сопернике потенциал чемпионской команды или это «Амур» их и закалил?
— Знаю, что игроки «Металлурга» общались с нашими хоккеистами, и сейчас передам их мнение. Это не я придумал, а их игроки сами признали, что серия с нами была для них наиболее сложной. Почему им дальше было легче, это уже надо спрашивать у них. Но мы играли с максимальной самоотдачей, действовали жёстко, показали хоккей плей-офф. Возможно, мы их действительно закалили.
А так у них сбалансированная команда, которая сильно удивила меня в финале. Обыграть «Локомотив» со счётом 4-0… Настоящие молодцы. Тренерский штаб «Металлурга» внёс большой вклад в титул. Могу сказать конкретно по серии с нами, что они применяли различные тактические варианты, действуя по игре. Рука тренерского штаба была хорошо видна. Команда слышала и понимала, что от неё хотят.
И надо заметить, что там есть кому играть. Блестяще сыграл вратарь Илья Набоков. На прощальном рукопожатии я сказал ему, чтобы не вздумал останавливаться и шёл только вперёд. После сезона его задрафтовали в НХЛ. Если нос задирать не станет, то будет хорошим вратарём.
— Если Бочаров так и не найдёт предложение на рынке, позвонит вам и выразит желание вернуться в «Амур», готовы рассмотреть его услуги или поезд уже ушёл?
— Команда уже сформирована, и у нас нет мест. Физически нет свободных позиций. Может быть, Стас искал какие-то другие предложения. Брал паузы, не торопился с подписанием нашего контракта. Может быть, хотел поехать в европейскую часть или на Урал. Это его выбор. Особого рвения и желания остаться здесь он не выказывал. Взрослый человек, сам принял решение.
Станислав Бочаров
Фото: Дмитрий Кулинич, photo.khl.ru
«Не делю команду на звёзд и полузвёзд. Спрос со всех особый. Спрашивать буду от и до»
— Главное подписание «Амура» в межсезонье – переход из СКА Алекса Гальченюка. Всем известно ваше максимально требовательное отношение к высокооплачиваемым игрокам. Ваша фраза – «нужно не только подписать контракт, но и его отработать». Можно сказать, что с Алекса будет особый спрос?
— Спрос со всех особый. Не делю команду на звёзд и полузвёзд. У меня со всеми игроками ровные отношения. Могу и пошутить, и поболтать на любые темы, но спрашивать буду от и до, со всех одинаково. Не важно, какой у тебя контракт. Как только надел игровую майку, ты ответственный за результат.
Что касается Алекса, то я с ним очень много общался по телефону. Он заряжен. Очень хорошо помню, что он творил на молодёжном чемпионате мира. Я ему сказал: «Алекс, вернись туда и вспомни свои ощущения». Когда последний раз созвонились, он ответил: «Тренер, я всё вспомнил и готов работать не покладая рук».
Будем надеяться, что приедет в хорошем состоянии. Играть он умеет. Человек провёл 10 сезонов в НХЛ, а это о чём-то говорит.
— Год назад главным приобретением «Амура» стал Александр Хохлачёв, подписавший двухлетний контракт. Ожидания были высоки, в прессе обсуждалось каждое его действие. Та шумиха, которая окружала Хохлачёва в течение всего сезона, повлияла негативно на его игру?
— Безусловно. Все знают, что у нас же есть своя специфика. Летать туда-сюда – сложновато. Думаю, что Сашка действительно испытывал на себе давление из-за высокого контракта. Но в хоккее есть такая вещь: чтобы такой игрок раскрылся, рядом должны быть люди его уровня. Мы планировали, что он будет играть в одном звене с Алексом Бродхёрстом…
— В конце августа пройдёт олимпийская квалификация, где должны быть задействованы Кирилл Панюков (Казахстан) и Ян Дрозг (Словения). Если они уедут, то могут пропустить старт сезона. Клубы КХЛ больше не должны в обязательном порядке отпускать своих игроков в иностранные сборные, но такой отказ как раз может подорвать атмосферу. Что будете делать, если Ян и Кирилл скажут, что хотят поехать?
— Обязательно пойду им навстречу. У меня с советских времён осталось внутри, что это Национальная (!) команда. Там на груди флаг твоей родины! В своих сборных парни приобретают неоценимый опыт, завоёвывают регалии и звания – всё что угодно. Да и уровень национальных команд не сравнится с клубными. Всё-таки сборная – это сборная.
Ян Дрозг
Фото: Дмитрий Кулинич, photo.khl.ru
«Мы не брали кота в мешке. Дюрандо грезит вернуться в НХЛ через игру в КХЛ»
— КХЛ вернула прежний лимит на легионеров, и «Амур» оперативно воспользовался этой возможностью, подписав Броссо и Дюрандо. Девина мы все хорошо знаем, а вот Арно – новый игрок для лиги. Не опасно ли брать легионера со стороны и везти его на Дальний Восток, не понимая, сможет ли он адаптироваться к игре в объективно непростых условиях?
— У нас приличный тренерский штаб, работает аналитический отдел. Мы просмотрели большое количество игр Дюрандо и не брали кота в мешке.
Он сумасшедшим образом замотивирован, потому что грезит вернуться в НХЛ через игру в КХЛ. Такие прецеденты существуют. Если после игры в «Амуре» парень получит сильное предложение из НХЛ или даже от другого клуба КХЛ, то буду за него только рад. Никогда не злюсь, если хоккеист отправляется на повышение, значит, и твой труд в нём есть.
Когда они прибыли в команду, на первой тренировке сразу сделали под них двустороннюю игру, чтобы посмотреть, в каких они кондициях. И сразу увидели, насколько быстрые решения они принимают. Так что мы не промахнулись. По крайней мере, я на это надеюсь.
— В «Амуре» иностранцы должны обязательно быть первыми скрипками или будете довольны, если кто-то исполнит и такую роль, как Люк Джонсон в «Магнитке», незаменимого чернового игрока?
— Джонсон – нужный и важный игрок для «Металлурга». Может быть, он и не большой забивала, хотя в серии с нами забил кучу голов (смеётся). Но он парень-трудяга, который выполняет большой объём работы. Кому-то и рояль таскать нужно, вот он его в плей-офф и таскал.
Люк Джонсон и Игорь Бобков
Фото: Максим Шмаков, photo.khl.ru
— Бесспорно, но в «Магнитке» он всё-таки игрок третьего звена. А в «Амуре» легионеры должны быть в топ-6.
— Я сам играл за границей и знаю, что с иностранцев спрос особый. Дорогой игрок обязан быть одним из лидеров. Может быть, и не в раздевалке, но точно на льду.
— Нет ощущения, что в идеальном мире вам не хватает защитника для второй бригады большинства, близкого по формату к Кэмерону Ли?
— Да нет. Скажу, что и Ефим Гуркин много играл в большинстве в «Автомобилисте». Это игрок с хорошим катанием и видением площадки, немного разноплановый. Мне кажется, что и Ваня Мищенко в том сезоне большое количество очков набрал при игре в большинстве.
Мы вообще посчитали, что 12 человек в команде выдали лучший сезон в жизни. И Ваня входит в их число. Он хорошо смотрелся в большинстве. Сашка Щемеров и Саня Брынцев тоже могут сыграть эту роль. Да, может быть, они и не выполнят передачу на пустые ворота через восемь клюшек, но парни играют нормально. Претензий у меня нет.
— Не считаете, что вслед за возвращением старого лимита на легионеров по-хорошему нужно отменять и искусственный лимит на двух молодых в заявке на матч? Талант пробьётся и без посторонней помощи, а простое присутствие на лавке позитивно всё равно не скажется на прогрессе игрока.
— С трудом могу ответить на этот вопрос, потому что в моём понимании всё должно быть по спортивному принципу. Человека должны не просто ставить в состав, чтобы он сидел на лавке. Ему надо пройти жернова конкуренции, чтобы стать игроком основного состава. В принципе, у нас не так много талантливой молодёжи, которая может сразу попасть в состав.
Есть самородки, но есть и такие, которых чуть-чуть… Специально акцентирую внимание на слове «чуть-чуть». Искусственно вводят в состав. Но это всё зависит от политики клуба. Если тебе наставили кучу заданий, что и молодые должны играть, и местные, и Кубок Гагарина ты должен выиграть… Надо исходить из реалий той ситуации, которая есть, и ставить перед тренером реальные задачи. Если бы я мог всё это выполнить, то уже бы работал в НХЛ (смеётся). Шутка.
«Я не сторонник забирать у игроков их деньги»
— Недавно большой резонанс вызвало интервью Андрея Разина, который, в частности, сказал, что в его команде нет системы штрафов. Не знаю, уж насколько он лукавит, но так им было сказано. Разделяете такой подход?
— У нас есть штрафы, однако я не сторонник забирать у парней их деньги. В прошлом сезоне, по-моему, двоих оштрафовали, да и то 50% вернули. Знаю, сколько сил тратят игроки, зарабатывая своих деньги. Не хочу их у них забирать.
Но вообще в этом нет ничего страшного. Это же не Мартемьянов кладёт деньги себе в карман и не клуб их забирает. Эти средства идут в командную кассу. Парни сбрасываются, чтобы купить шампунь или ещё что-то из подобных мелочей. И мы в штабе тоже сбрасываемся. Это жизнь команды, и должны быть деньги на текущие расходы.
Андрей Разин и Андрей Мартемьянов
Фото: Максим Шмаков, photo.khl.ru
— Чего в своей команде никогда не потерпит главный тренер Андрей Мартемьянов?
— Подлости и трусости. Для меня это не хоккеист. Люди все разные, но для меня такие вещи – это маркер. Я сам из советских времён и очень люблю командных игроков. Хочу, чтобы у нас вернулся командный дух и атмосфера в команде была такой, что игроки с радостью бы шли в раздевалку, а не отбывали трудовую повинность. Тем более это особенно важно именно с нашими переездами.
— Сколько шансов хоккеисту вы готовы дать, если с первого раза тот не понял?
— Одного я уже второй год терплю (смеётся). Это же часть нашей работы. Есть парни, кто всё быстро впитывает, такие и растут быстрее. А есть те, до кого доходит только методом запоминания, их нужно долбить и долбить, постоянно подпинывать.
Во всём должен быть профессионализм. Если твой руководитель – человек, который прошёл хоккейную жизнь и знает, куда ведут все эти вещи – тебе что-то подсказывает, то его надо слушать и всё выполнять. С опытных игроков спрос повыше. Ты уже должен всё понимать. Если тебе сказали раз-два, а до тебя не доходит, то для меня это всё.
Молодым же свойственно ошибаться. В голове у кого-то ветер гуляет. Это нормально, потому что кто-то взрослеет раньше, кто-то позже. Не в плане физиологии, а в плане своего менталитета. Есть серьёзные парни, готовые быстро всё впитывать, а есть маленько раздолбаи. С ними надо больше работать, но если в них что-то есть, то это надо делать.
Не так много у нас массовости, чтобы продолжать работать как раньше, когда из тысячи два человека в любом случае всё равно вылезут. Сейчас надо скрупулёзнее работать с теми молодыми парнями, кто попадает тебе в руки. И повторюсь: я считаю, что место в составе надо завоевать.
Высшая ценность в хоккее – это уважение к тебе со стороны твоих партнёров, уважение от твоих соперников и любовь болельщиков. Если ты достигаешь этих трёх компонентов, то можно сказать, что ты добился многого как спортсмен.