Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

«Магниткой» не удержишь

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Только в двух первых своих матчах за «Питтсбург» Евгений Малкин набрал три очка - забросил две шайбы и сделал голевую передачу. Американцы полны оптимизма: в Малкине им видится «второй Марио Лемье», а престижный приз «лучшего новичка сезона», кажется, они уже сейчас готовы отдать двадцатилетнему вундеркинду из Магнитогорска - как в прошлом году его другу Александру Овечкину.
Переезд Малкина в НХЛ вызвал такую бурю эмоций по обе стороны океана, какой не было со времен появления в лиге первых русских звезд. В Америке слышались стоны восторга - вот он, мессия, который спасет теряющий популярность хоккей. Вслед неслись проклятия - вот он, предатель! Летом Малкин сбежал из Магнитогорска в Питтсбург. Все произошло в лучших традициях шпионских триллеров: хоккеист просто исчез во время «зарубежной командировки», а появился уже в Штатах.
Российские начальники гневались так же, как когда-то советские, от которых тоже бежали спортсмены. Новое поколение русских гениев разбудило в них дремавшую десять лет «гордость за нашу школу». А единственный сезон двухлетней давности, когда в России играли все лучшие (в НХЛ тогда была забастовка - локаут), увеличил их аппетиты. Теперь они уже не хотят отдавать игроков американским клубам «за бесценок». Но альтернатива не лучше - безнадежные суды и бессмысленная ругань. Ничего не поделаешь - наша Суперлига вновь безнадежно проигрывает заокеанской. Не по деньгам, а «идеологически».

Родительские слезы

Дебютировал Малкин в «лучшей лиге Земли» в ночь со среды на четверг - в домашнем матче против «Нью-Джерси». До того пропустил начало сезона из-за травмы, а потому его заждались. На форуме питтсбургских болельщиков это было главной темой - все фанаты разделились на счастливчиков (тех, кто сможет попасть на матч) и несчастных (тех, кого «проклятые работодатели» не отпустили с работы в восемь вечера).

Счастливчики вывесили на трибунах плакат «Евгений, добро пожаловать в Питтсбург!», а в первом периоде встречали одобрительным гулом каждое касание шайбы россиянина. Точнее, одобрительный гул был после первого касания. После второго трибуны взорвались - Евгений забросил свою первую шайбу в НХЛ. Все сразу сказали: вот он, гений.

«Многие игроки просто проехали бы мимо, а он поддел шайбу и отправил ее в сетку», - говорил потом партнер Малкина по нападению «Питтсбурга» Сидни Кросби. Ему вроде как положено ревновать - до сих пор он был главной звездой «Питтсбурга» и едва ли не лучшим молодым хоккеистом лиги. Но теперь при появлении конкурента он вел себя как простой болельщик, только что увидевший гения в действии. Даже вратарь «Нью-Джерси» Мартин Бродо, пропустивший шайбу, - и тот нахваливал Малкина после игры: мол, «одно удовольствие следить за тем, что он творит на льду».

В Магнитогорске, в доме родителей Малкина, тем временем начался тихий семейный праздник. На Урале светало - дебютный матч сына родители смотрели в полшестого утра, в прямой трансляции. До этого весь день они принимали звонки от друзей, ночью завели было будильник и хотели поспать, - но вместо этого пили чай, никак не могли уснуть. Когда Женя забросил шайбу, папа закричал, а у мамы сил хватило, только чтобы тихонько расплакаться от счастья. Днем им отоспаться тоже не удалось - звонки с поздравлениями не прекращались ни на минуту. А следующей ночью сын играл уже второй матч против «Айлендерс» в Нью-Йорке: снова забросил шайбу и отдал голевую передачу. «Как уж тут поспишь», - устало сказал корреспонденту Newsweek счастливый Владимир Малкин.

Угрожающе великолепен

«По уровню мастерства я ставлю Евгения гораздо выше, чем Александра Овечкина или Илью Ковальчука, которые в НХЛ также считаются “звездами” российского хоккея, - признается бывший хоккеист Евгений Майоров. - У него прекрасная техника, а также отличное видение льда». Майоров в числе главных достоинств видит в Малкине «советскую» хоккейную школу: россиянин отлично играет в пас, может в одиночку обыграть полкоманды - так, как это делали лучшие советские хоккеисты.

Другие эксперты добавляют: главное - это потрясающие физические данные Жени. «Играя в России, он не по максимуму проявлял свои силовые качества, - говорит агент IMG Дмитрий Горячкин. - Но с его ростом - 192 см - он точно станет очень сильным игроком в НХЛ». Горячкин уверен: такого гения, как Малкин, не было в России давно. Все наши таланты, как правило, просто техничные ребята, а Малкин должен стать еще и очень мощным центрфорвардом, способным растоптать всех на «пятачке» у ворот. «В НХЛ отлично умеют “подкачивать” игроков, мышцы здесь набирают за пару месяцев», - добавляет Горячкин.
По мере опроса хоккеистов и специалистов, список достоинств Малкина растет. «Женька - очень трудолюбивый парень», - рассказывает его партнер, самый близкий друг в магнитогорском «Металлурге» Виталий Атюшов и добавляет, что это и позволит ему стать своим в Штатах. А сами американцы и вовсе ждут чуда: еще летом к русскому крепко приклеился ярлык «второго Марио Лемье» - этот великий форвард тоже играл за «Питтсбург» и тоже был и мощным, и техничным одновременно. «У “Питтсбурга” снова золотые времена! - поют на форумах болельщики после первого матча Малкина. - Была связка Ягр–Лемье - теперь у нас есть Кросби–Малкин!» Кросби эту легенду с удовольствием поддерживает. Лемье, конечно, круто, но и Ягр - достойное сравнение. «А Малкин будет угрожающе великолепным игроком», - заключил Кросби.

«Хотя бы деньги получит»

Президент магнитогорского «Металлурга» Геннадий Величкин летом не хотел отпускать такое угрожающее великолепие. Малкин был задрафтован «Питтсбургом» еще два года назад. В первый год «Металлург» уговорил еще сезон поиграть в России - чтобы не дебютировать в Америке в один сезон с Овечкиным и Кросби (ведь приз лучшего новичка, «Колдер Трофи» - он приносит около миллиона долларов бонуса за первый сезон, - только один). Овечкин выиграл трофей, теперь должна была прийти очередь Малкина.

Но в августе Величкин снова стал уговаривать Малкина остаться на сезон - а когда были исчерпаны все доводы, он просто пришел на квартиру к семье Малкиных и заявил, что без подписанного контракта от них не уйдет. «Никаких угроз для жизни Евгения, конечно, не было, - вспоминает один из близких друзей Малкина. - Но он уже устал говорить “нет”, а Величкин давил на родителей». В три ночи хоккеист подписал контракт, а еще через пару дней исчез в аэропорту Хельсинки, когда его команда летела на предсезонный сбор. Через пять дней Малкин обнаружился в Лос-Анджелесе и назвал себя хоккеистом «Питтсбурга».

«Для меня было совершенно очевидно, что Женя должен играть в НХЛ, - сказал Newsweek его друг Александр Овечкин. - Понятно, что в первые годы в НХЛ Малкин будет зарабатывать меньше, чем в России. Но потом он подпишет серьезный контракт. И у него хотя бы будет гарантия, что все деньги он получит».

В Магнитогорске хоть и публично бранят «предателя», но на самом деле истории с его побегом стыдятся. Ведь то, что он все-таки уедет за океан, было понятно каждому. «Весь вопрос был только в сумме компенсации, - говорит источник в клубе. - Величкин хотел получить никак не меньше $2 млн».

Гипотетические прибыли

Спортивный юрист Николай Грамматиков считает, что после локаута в НХЛ, когда в России в течение года играли лучшие хоккеисты мира, у нас выросли зарплаты всех игроков, а вместе с ними и затраты владельцев клубов. Многие из них, например, тратят на сезон не меньше, чем владельцы футбольных команд. «А отдачи никакой нет, и последние тенденции - это глухое разочарование спонсоров», - говорит Грамматиков.

В отличие от футбола, где «можно хотя бы продать игрока и какие-то деньги на этом выручить», в хоккее есть только «гипотетические прибыли». Поэтому, по мнению Грамматикова, Россия и не подписала контракт с НХЛ, а Величкин гордо отказался от компенсации в $500 000, которую предлагал «Питтсбург» за Малкина. «Величкин приходит к акционерам и говорит, мол, мы, конечно, ничего не зарабатываем, но у нас есть некий товар, который мы можем продать за $2–3 млн, - тот же Малкин. Он прекрасно понимал, что никогда его за такие деньги не продать (в НХЛ запрещено “покупать” игроков. - Newsweek). Но благодаря этой мифической цене он поддерживал энтузиазм спонсоров», - рассказывает Грамматиков.

Величкин просто так расставаться с «товаром» не намерен и на следующее утро после дебюта Малкина в НХЛ обратился в американский суд - чтобы тот разобрался, как при действующем контракте с российским клубом Малкин может играть в «Питтсбурге». Шансов у российской стороны, правда, нет никаких. «По нашему трудовому законодательству игрок просто подает заявление по собственному желанию и работает дальше, где хочет», - признал бесперспективность дела Малкина юрист одного из российских хоккейных клубов.

«Крикнули “Ура” и пошли спать»

В первые дни в Штатах Малкин, по словам друзей, в полной мере ощущал себя «диссидентом». «Он старался звонить домой с неизвестных номеров, чтобы никто не “запеленговал” его звонка», - рассказывает один из хоккеистов «Металлурга». «Женя звонил однажды из Америки, говорил тихо и быстро, - добавляет другой. - Спрашивал, как в России относятся к его побегу. Чем он ему грозит. Он был напуган, как будто совершил преступление».

Хоккейные начальники решили, что этот страх нужно культивировать и дальше. Величкин обещал приехать на дебютный матч Жени в Питтсбург, но Малкин «на трибунах его не видел». Зато на вторую игру сезона в Нью-Йорк явилась целая делегация магнитогорских бизнесменов - среди них были и те, кому Величкин отчитывался в «гипотетических прибылях».

Игра бизнесменам понравилась. Малкина они «простили» уже давно и после игры хотели даже зайти к нему в раздевалку. «Но не выдержали акклиматизации», - смущенно говорит один из бизнесменов: где-то в середине третьего периода некоторые стали засыпать прямо на нью-йоркской арене. Малкин в это время как раз забросил свою вторую шайбу в НХЛ. «Мы крикнули “ура” и пошли спать».

В раздевалке Малкин раздавал интервью с помощью другого русского хоккеиста «Питтсбурга» - Сергея Гончара. Опытный защитник коротко ответил на вопросы, которыми засыпали его партнера, и тут же убежал. А Малкин остался и зачарованно оглядывал журналистов в раздевалке (в НХЛ принято давать интервью сразу после матча, на фоне разбросанных щитков и коньков и вытирающихся после душа игроков), так же как во время пауз в игре он не мог отвести взгляда от ice girls - стройных девушек-чирлидерс, убирающих лед и выделывающих при этом невообразимые па.

Интервью
Евгений Малкин: «Боюсь только армии»

Евгений Малкин ответил на вопросы корреспондента Newsweek Регины Севостьяновой в раздевалке сразу после второго своего матча в Нью-Йорке. За их беседой на русском языке внимательно следил Сидни Кросби, его шкафчик с одеждой был как раз по соседству.

Три очка в двух первых матчах. Уже чувствуешь себя своим в НХЛ?

Да нет, сейчас пока не до конца схемы командные улавливаю. Хоккей ведь здесь совсем не такой, как в России. Я бы сказал, противоположный хоккей: площадки маленькие, скорости высокие, битвы у каждого бортика. Поэтому я и травму тут так быстро получил [на предсезонных сборах]: за воротами-то мало места очень.

Английский язык – главная проблема всех русских новичков в НХЛ…

О да, серьезная проблема. Тренер решил не брать в команду переводчика, чтоб я побольше сам пытался говорить и типа быстрей выучил язык. Вот и пытаюсь - иногда тому же Кросби что-то такое говорю, на полурусском-полуанглийском.

Скучно с такими языковыми познаниями, наверное, в свободное время?

Ну, стараюсь себе какие-то развлечения найти. Купил машину, катаюсь с картой по городу, смотрю по сторонам. Жизнь здесь спокойная, медленная. А у хоккеистов вообще проблем нет: за тебя все делают, а ты просто играешь.

И о скандальном отъезде, наверное, в такой ситуации быстрее забывается?

Да нет, напоминают. Местная пресса об этом постоянно пишет: люди ведь любят, когда что-то громкое происходит. Эта история добавила мне популярности, но, честно, не хотелось вот так уезжать. То есть вопрос - стоило ли мне ехать в НХЛ? - вообще не стоял. Конечно, стоило. А вот что контракт тогда ночью подписал - очень сильно жалею.

В команде партнеры не подкалывают тебя – «советские времена, перебежчик, враг народа»?

Нет. В команде очень тактично отнеслись: постоянно спрашивают, говорят «мы за тебя», «тебя тут ждали». Очень серьезно говорят. Никто не шутит.

Не боишься, что Магнитогорск отсудит тебя у Питтсбурга?

Вряд ли. Иска можно было ожидать, но меня это мало волнует. Я спокойно как-то стал к этому относиться.

Ты кажешься очень спокойным. Неужели даже в дни побега – в Хельсинки, в Торонто – не волновался?

В Торонто я не был! Был только в Финляндии, а потом прилетел в Питтсбург.

А Лос-Анджелес?

А, точно! Лос-Анджелес! Сам уже забыл (смеется). Да, я был спокоен. Не парился: просто принял решение и шел к его выполнению. А с руководством магнитогорским больше не общаюсь. Вот звонил родителям на днях, мама мне привет от [президента «Металлурга» Геннадия] Величкина передала. Ну и я тоже привет передал (смеется).

Это сейчас шутки. А если в Россию придется возвращаться – не страшно?

Я опасаться могу только [призыва в] армию.

Новым Марио Лемье себя чувствуешь? Все тебя с ним сравнивают.

Приятно. Это ведь легенда. Но мне надо сначала показать, на что я в принципе способен.

Ты скромнее своего друга Овечкина. Тот в прошлом году, как пришел, не стеснялся: мол, хочу взять приз лучшего новичка «Колдер Трофи» и 100 очков за результативность набрать.

Сейчас мне трудно об этом говорить. Но, конечно, очень хочется доказать, что весь шум вокруг меня - не просто так.