За несколько часов до начала представления лед уже был заставлен разнообразной аппаратурой, необходимой для многочисленных спецэффектов и главной "фишки" всего выступления – живой музыки в исполнении венгерского скрипача Эдвина Мартона, написавшего музыку для чемпионской программы Евгения Плющенко.
Как обычно, перед шоу была запланирована пресс-конференция. На нее две ключевых фигуры проекта – Мартон и Плющенко явились в двадцатипятиминутным опозданием. Вслед за звездами зашел сурового вида секьюрити, к руке которого наручниками был прикован бронированный сейф, в котором лежала знаменитая скрипка 1697 года, некогда принадлежавшая самому Николо Паганини. Именно на этом инструменте Мартон аккомпанирует фигуристам. Первым слово взял Евгений Плющенко.
- Как добирались до Магнитки? Правда, что вы передвигаетесь по стране на автобусах? Насколько это тяжело?
- Добирались до Магнитогорска мы всю ночь, часов десять. Вообще у нас есть три двухэтажных автобуса со спальными местами. Кроме того, я недавно вернулся из Америки. Это случилось буквально позавчера. Сейчас прохожу акклиматизацию, привыкаю к новым часовым поясам. Всю ночь я не спал, это тоже правда. Удалось поспать только днем, собственно поэтому и опоздал немного, за что приношу свои извинения. Именно потому, что в России я недавно, до Магнитогорска пришлось ехать на обычных автобусах с сидячими местами. Но все в равных условиях, и на шоу такой переезд, я уверен, не отразится. Фигуристы успели потренироваться, все они находятся в очень хорошей форме.
- Что вам обычно дарят поклонники? Какой подарок самый запоминающийся?
- Дарят разные подарки, и все они приятные: и игрушки, и цветы. Девчонки дарят иногда даже нижнее белье…
- (голос из зала) Свое?..
- (улыбается) Ну не знаю, не проверял… Дарят и фотоаппараты, и сотовые телефоны…
- А какой подарок самый важный?
- Рождение сына и Олимпийское золото.
- Хотите еще одну Олимпиаду выиграть? А, может быть, две?
- Конечно, хочу. Не скрываю, что, может быть, попытаюсь вернуться в любительский спорт. Выиграть еще одну Олимпиаду - моя мечта. Завоевав золото, я открыто заявил журналистам, что возьму тайм-аут на один год. Этот срок заканчивается, и в ближайшем будущем я должен принять решение, продолжать карьеру любителя или нет. Желание, в принципе, есть.
- Но это ваше личное решение или кто-то попросил "спасать" российский спорт?
- Никому это не надо. Это надо, прежде всего, мне. Никто не придет и не скажет: «Иди, спасай спорт!», даже если там все плохо. Я это давно понял…
- Как вы чувствуете себя в новой роли телеведущего?
- Я всегда люблю что-то новое. Если вы заметили, и в фигурном катании я постоянно ищу инновации: новые программы, новые идеи, необычные костюмы... Так что роль ведущего двух телевизионных проектов мне понравилась. Хотя последний из них – «Властелин горы» – оказался очень тяжелым. Съемки длились с 9 утра до 10 часов ночи. В течение семи дней мы сняли 13-14 передач. Все это было в горах. Утром выходим – солнце, потом туман, потом ветер и вьюга. С утра - плюс 15, а под вечер уже минус 10, столбик термометра доходил и до минус 24 градусов. Но мне нравится пробовать что-то новое, поэтому трудности меня не остановили.
- Вчера по телевидению была передача с вашим тренером Алексеем Мишиным, который сравнил вас с Шекспиром. С кем бы вы в свою очередь сравнили своего наставника?
- Для меня он является гениальной личностью, стратегом, отцом и просто лучшим тренером. К тому же, он отличный человек, что для меня тоже очень важно.
- Он также сказал, что растить чемпионов больше не намерен, что Евгений Плющенко – его «лебединая песня»…
- Я бы пожелал ему, чтобы он не заканчивал свою карьеру только на мне, чтобы его песня длилась и длилась, и была только хитом. По-моему, он немного лукавит. У него есть очень хорошие, перспективные спортсмены, а значит, впереди есть и будущее.
- Вы помирились с Авербухом?
- А я и не ссорился…Все слухи о нашей "ссоре" рождены "желтой" прессой. Вы знаете, когда человек взрослый, как бы помягче сказать, ведет себя как мальчишка и пытается делать какие-то во многом неправильные вещи… Не знаю, даже что тут сказать… Понимаете, шоу – это некий бизнес плюс пропаганда фигурного катания, что лично для меня очень приятно. Мы просто сделали свой тур. Есть тур Первого канала «Звезды на льду», это ни в коем случае не Ильи Авербуха проект, это проект Константина Эрнста и других телевизионных руководителей. Илью же просто поставили как спортсмена ведущим. У нас же совершенно другая концепция. У нас катаются профессионалы, те люди, которые непосредственно знают о фигурном катании все. Там это делают актеры. Это разные туры, разные показательные выступления. Если люди хотят посмотреть на Разбегаева и Семенович не на сцене, а на ледовой площадке, это здорово. Но если они хотят увидеть профессинальное фигурное катание в исполнении настоящих мастеров – то они должны посетить наше шоу. У нас профессиональное катание плюс живая музыка, экстрим, акробатика, цирковые элементы.
- А какие планы касательно вашего шоу?
- У нас в туре, помимо катания, много пунктов. И мне это нравится, будем работать в этом направлении. В планах – приглашать больше зарубежных спортсменов, потому что в России наших спортсменов уже видели, знают, но не видели, например, знаменитого французского фигуриста Лорана Тобеля… Кроме того, у нас есть Эдвин Мартон. В мире ни один фигурист и музыкант не работали вместе. Поэтому можно сказать, что мы законодатели такой «моды» в фигурном катании. Благодаря Эдвину, были выиграны Олимпийские медали. Так что Эдвин у нас уникальный.
- Илья Авербух приезжал в Магнитогорск не только с "Танцами на льду", но и с профессиональной программой. Аншлаги на его выступлениях во многом были объяснимы брендовыми именами участников тура. У вас же, кроме Евгения Плющенко, пожалуй, нет фигуристов с мировыми именами…
- Я бы так не сказал. Возьмите, например, Олимпийского чемпиона 1992 года Виктора Петренко. Чем вам не бренд? Между прочим, это единственный в мире человек, который катается в рамках американского шоу "Champions on ice" уже на протяжении двадцати лет. Давайте возьмем Сурию Бонали. Шестикратная чемпионка Европы, я думаю, тоже может считаться брендом. Понимаете, не хотелось бы соревноваться по количеству титулов, которых у участников шоу Авербуха больше. Дело не в этом. На Западе давно существует ряд туров, в которых не принимают участия мировые чемпионы. Но эти люди творят настолько нереальные вещи, что дух захватывает. Одно только сальто на льду чего стоит. Здесь главное – исполнение, а не титул. У нас тоже есть уникальные люди, которые делают уникальные вещи…
На этом Евгений, извинившись перед журналистами, отправился разминаться готовиться к шоу, до начала которого оставалось всего пятнадцать минут, предоставив возможность задать вопросы Эдвину Мартону.
- Как в качестве музыканта чувствуете себя на льду?
- Начну с того, что у вас в городе я впервые, и мне здесь очень нравится. Сегодня перед магнитогорцами я буду играть на скрипке Страдивари, которой уже более трехсот лет. Таких скрипок в мире осталось только восемь. Я испытываю огромную гордость, потому что на ней играл сам Паганини. Я очень люблю играть на льду. Это очень романтичная атмосфера, ее не сравнить со сценой.
- Часто спорите с Плющенко? Как уживаются вместе два гениальных человека?
- Мы с Женей друзья уже пять лет. Мы встретились в Цюрихе. С тех пор мы дружим, и он катается под мою музыку. С ним мы достигли самого большого успеха, который только может быть – выиграли Олимпийские игры. Женя приезжал ко мне в студию, показывал темп и хореографию, что ему требуется, и я писал мелодию вместе с ним. Мы вместе делали музыку. И за пять лет ни разу не поругались. Я всегда хотел создать что-то новое. И мне очень нравится то сочетание модернового пульса и классического звучания, которого я достиг. Очень гармонично это смотрится вместе с жениной пластикой. Все очень хотят возвращения Евгения в спорт. И я уже сейчас работаю над музыкой к его короткой и произвольной программе, уже есть хорошие идеи и заготовки.
- Тур Евегния Плющенко для вас единственный проект или вы еще где-то задействованы? Много приходится путешествовать?
- Сегодня я сыграю музыку с моего нового альбома "Стардивариус", который я записал отдельно. С туром «Золотой лед Страдивари» мы выступали не только в России, но и в Турине, Бухаресте, Будапеште, планируем делать шоу в Швеции, Корее, Японии, Америке. Очень много путешествую по миру со своим оркестром, который я создал в Монте-Карло. Следующий пункт назначения - Вена, потом Мексика...По сути, у меня два проекта – один чисто музыкальный, другой связан со спортом.
- Вы играете на уникальном инструменте, неужели не страшно выходить с ним на лед? А если что-нибудь, не дай бог, случится?
- Скрипка принадлежит Швейцарскому частному банку, она застрахована в туре на 4 миллиона долларов. Если что-то случится, весь ущерб будет восстановлен. То время, которое провожу со скрипкой на льду (а это только первое отделение шоу), ничтожно мало. За эти несколько минут с инструментом ничего не может случится. В остальное время все условия хранения и транспортировки скрипки строго соблюдаются. У нас есть контракт, в котором прописано, что я могу играть на скрипке на льду. Единственное, что я не имею права делать – играть на льду на коньках, потому что катаюсь плохо (смеется).
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих увлечениях. Чем вы занимаетесь в свободное время? Каковы ваши ближайшие планы?
- Я живу в Будапеште и Монте-Карло, пишу музыку, делаю шоу. Сейчас я работаю над большим проектом вместе с известным режиссером Стивеном Спилбергом. Я делаю музыку к его новому фильму «Цезарь», поэтому сейчас работаю в Будапеште. Цюрихе и Нью-Йорке. Я очень люблю хоккей, футбол, играю в теннис. У меня дома есть бассейн, я очень много плаваю. Люблю писать музыку на яхте.
- Вы уже познакомились с Россией, узнали какие-то национальные привычки? Вам понравилось?
- Я влюблен в Россию! Обожаю баню…
- (голос из зала) Водку?..
- Водку нет. «Нарзан». Это Грузия? Тогда Грузию тоже люблю... (смеется) А вообще Россия – уникальная страна. Она дала этой планете столько художников, музыкантов, гениальных людей. В России очень красивая природа. Когда едешь мимо бескрайних полей, старых лесов, аж душа в пятки уходит! Здесь очень красивая культура. Недавно я был в гениальном городе Риме. Это тоже замечательный город, но Россия в целом и Магнитогорск в частности меня поразили еще больше! Я люблю здесь находиться. В октябре у меня запланирован Страдивариус-тур по России с оркестром Монте-Карло, не исключено, что приедем и в Магнитогорск. Так что, до встречи!
Но перед тем как удалиться, Эдвин сыграл для журналистов на бесценной скрипке. Спустя несколько минут после того, как прозвучал финальный аккорд в зале стояла гробовая тишина, и только потом приятно шокированные репортеры наградили маэстро шквалом аплодисментов.
Снова повторилась экзекуция с помещением драгоценного инструмента в специальный кейс, и Эдвин проследовал в подтрибунные помещения готовиться к выступлению.
На удивление зал оказался полупустым. Четыре сектора, расположенных за воротами хозяев, и вовсе зияли незанятыми креслами, битком забиты были только центральные трибуны. Но те, кто все-таки пришел, нисколько не пожалел потраченных времени и денег. Представление началось с удивительного номера с лазерным лучом, который, как живой зверек, выполнял все пожелания господина-артиста. В конце номера актер все тем же пучком света "написал" на льду название шоу "Золотой лед Страдивари". Все участники тура вышли на арену, чтобы поприветствовать собравшуюся публику. Зал, находящийся до этого в упоенном оцепенении зашелся в овациях.
Но, как оказалось, это было только начало. Когда парад фигуристов закончился, на льду остался только Эдвин Мартон, который самолично вел представление. По его приглашению свои номера представили самые именитые спортсмены тура. У каждого из них была своя изюминка.
Например, самый юный артист шоу, член юниорской сборной России по фигурному катанию Артур Гачинский поразил всех лиричностью своего катания, а Сурия Бонали – шестикратная чемпионка Европы и многократная чемпионка Франции – напротив, "зажгла" зал многочисленными акробатическими трюками, среди которых было даже сальто! В перерывах между выступлениями аудитории тоже скучать не пришлось: Эдвин постоянно общался залом, исполнял русские народные мелодии, а однажды затеял небольшую игру с трибунами, которая сводилась к громкому аплодированию его музицированию. Естественно, в ней победила дружба.
Кульминацией же всего первого отделения стала программа Евгения Плющенко, которую Олимпийский чемпион провел бок о бок со своим другом и партнером Мартоном. Маэстро не побоялся сойти со специального покрытия на лед и аккомпанировать в непосредственной близости от фигуриста, вытворяющего неимоверные дорожки…
Антракт явил зрителю еще один сюрприз: из динамиков прозвучала информация о том, что приобретенные в фойе диски музыкант подпишет и даст автограф всем желающим. Около восьмого сектора, где должна была появиться звезда, мгновенно образовалось столпотворение. За стойку лауреату премии EMMY пришлось протискиваться в окружении пяти охранников. Несмотря на то, что желающих получить в свою коллекцию роспись лучшего скрипача мира нашлось очень много, Эдвин не оставил никого обделенным…
Так что вторую часть шоу добрая половина зала смотрела, прижимая к груди заветные пластинки с причудливыми завитками на обложке. Ложкой дегтя в этой бочке меда для магнитогорцев стало отсутствие живой музыки во втором отделении. Правда, разочарование длилось недолго: эффектные номера, порой граничащие со смертельными цирковыми трюками, затмили все негативные эмоции.
Аплодировали фигуристам, покидающим лед, стоя, а количество игрушек и цветов, упавших в тот вечер на площадку вряд ли поддавалось исчислению…