Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Спор за Кубки России и мира

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Магнитогорск в очередной раз принял у себя соревнования авиамоделистов.

Сначала был этап Кубка России. А уже через пару дней на той же площадке за ледовой "Ареной-Металлург" на этапе Кубка мира в небе жужжат белоснежные представители класса Ф2Б.

На самом деле не такие уж они маленькие - размах крыльев полтора метра. Тренировка окончена, спортсмены осторожно расставляют свои "произведения спортивного искусства" в ряд, озабоченно оглядывая детей, собравшихся вокруг: "Только вы к модели не подпускайте, ладно? А то они такие хрупкие!" Ведущий объявляет построение - этап Кубка мира открывается. Короткое приветствие заместителя главы города Вадима Чуприна, начальника кислородного цеха ОАО "ММК" Евгения Плотникова и начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Дмитрия Шохова. Затем напутствие председателя магнитогорской федерации авиамодельного спорта Игоря Маркевича, гимн страны, минута на общее фото - и вот уже первый спортсмен готовится к старту.

- Магнитку для соревнований подобного рода выбирают охотно, - подходит к журналистам Игорь Маркевич. - Даже москвичи говорят, что лучшей площадки для авиамодельщиков нет: огромная, ровный асфальт, всегда свободная, к тому же, их две. Просто не площадка, а мечта.

Конечная оценка выводится из нескольких параметров. Первый - так называемый конкурс красоты самого самолёта, который до последнего винтика выполнен вручную.

- Сначала делается специальный чертёж, на котором самолёт должен быть отображён вплоть до каждой клёпки, - включается в разговор коллега Маркевича, председатель федерации авиамодельного спорта города Тольятти, тренер сборной Самарской области и дед одного из участников нынешних "полётов" Владимир Страхов. - Из проволоки строится каркас, на который нанизывается "тело" из вымоченной древесины. Обычно используется бальза, которая легче пробкового дерева и именно из неё сделал когда-то свой легендарный плот "Кон-Тики" Тур Хейердал. Дальше - дело техники: склеивание, выпиливание, вытачивание колёс, оформление. Мотор кто-то покупает, а истинные авиамодельщики тоже делают сами, как и горючее: из касторового масла и метанола. Некоторые для мощности добавляют нитрометан. 

Второй параметр оценивания - так называемое дефиле самолёта, в котором выигрывает тот, чей полёт в большей степени имитирует настоящий самолет - вплоть до звука двигателя. Ну и, конечно, мастерство спортсмена: "запустив" пропеллер, он разгоняет самолёт на корде длиной около 15 метров, а затем управляет уже взлетевшей машиной, удерживая её. Движения кисти еле заметны, а самолёт между тем выполняет кульбиты, пикируя до земли.

- Представляете, какая чёткая должна быть координация движений? - вместе с нами за полётами наблюдает начальник кислородного цеха ОАО "ММК" Евгений Плотников. - Вот в этом и заключается настоящий спорт: терпение, чёткость и размеренность при проектировании и эмоции, сдерживаемые филигранной техникой, при запуске. Это, конечно, требует недюжинного характера. Меня судьба свела в кислородном цехе со старшим мастером Владимиром Ивановичем Орешкиным, который тоже увлекается авиамоделированием. Очень аккуратный, точный, дотошный до мелочей, в работе он был ювелиром. И у меня риторический вопрос: такими их делает этот спорт или они уже приходят в него, обладая определённым характером? Ну и, конечно, здесь, как ни в каком другом виде спорта, чувствуется душа: сколько её вложено и в самолёт, и в стремление человека покорить пространство.

Владимир Орешкин - один из "экспонатов" истории магнитогорского авиамоделирования, выросший из дома юных техников, который в середине прошлого века был открыт при ММК, а также авиамодельных кружков, работающих чуть ли не в каждом дворе. Своё слово в этом виде спорта Магнитка сказала в начале 2000-х, когда воспитанник клуба Вячеслав Чубатов стал чемпионом Европы, а затем мира сначала в командном, а потом и в личном зачёте. Говорят, готовая модель самолёта, созданная спортсменами, сегодня стоит около 150 тысяч рублей, и буквально накануне участники соревнований бурно сопереживали сопернику, который не рассчитал амплитуду и вдребезги разбил свой самолёт об асфальт. Так вот победную модель Славы Чубатова американцы оценили в 25 тысяч долларов.

- А помните ювелирный салон "Слава", чуть ли не единственный тогда в Магнитке? - между тем спрашивает меня Игорь Маркевич. - Он принадлежал Славе Чубатову. И в ювелирных салонах сейчас львиная доля работников -

 авиамодельщики - занятие-то ювелирное. Когда мама, приводя своего сына в кружок, спрашивает меня: пригодится ли авиамодельный спорт сыну в жизни? - отвечаю: в вашем доме всегда будет мужчина, который сумеет правильно и гвоздь забить, и соринку из глаза вытащить, не причинив вреда.

- Да не только в этом дело, - снова включается в разговор председатель федерации авиамодельного спорта Тольятти Владимир Страхов. - СССР может гордиться: Дома юных техников - изобретение социализма, и американцы, видя наши успехи, очень дотошно расспрашивали о том, как работает система. Так вот, тогда была государственная политика, направленная на подготовку кадров для авиационной промышленности. Сегодня государственной политики нет - и даже участие в таких соревнованиях спортсмены оплачивают сами.

- А из авиамоделистов могут вырасти серьёзные авиаконструкторы?

- По крайней мере, инженеры будут хорошие, - говорит Игорь Маркевич. - В советские годы Московский авиационный институт принимал авиамоделистов без экзаменов - по результатам собеседования. Сейчас, когда государство вновь ратует за возрождение отечественного авиастроения, повышение обороноспособности, хочется верить, что на нас обратят должное внимание. Хотя бы потому, что моделист, который занимается радиоуправляемыми моделями, -  практически готовый оператор самолёта-беспилотника.

Но пока спортсменов в Магнитогорск приехало немного, в основном, все они живут в радиусе тысячи километров: Самара и Тольятти, Саранск, Тюмень. Из иностранцев - белорусы, которым, увы, призовые места не достались.

Победителем этапа Кубка мира, как и ожидалось, стал мастер спорта международного класса, член сборной страны, обладатель Кубка мира-2013 Евгений Яковлев, представляющий город Алексин Томской области. Серебро - у Альберта Гарфутдинова, мастера спорта из Тольятти. Третье место "налетал" мастер спорта из Саранска Владимир Соломатин. Единственный магнитогорец Максим Шмыгля "влетел" в десятку лидеров, а также сдал норматив мастера спорта.

Фото: Евгений Рухмалев