Главный тренер «Металлурга» Илья Воробьев в интервью AllHockey.Ru признался, что ему не нравится изобретенный нами термин «бразильский хоккей». Также он рассказал о ходе предсезонной подготовки своей команды, вспомнил финальную серию прошлогоднего Кубка Гагарина, а также поделился ожиданиями от следующего сезона.
С Ильей Петровичем мы встретились в неигровой день мемориала Ивана Ромазана в «Арене Металлург». На тот момент магнитогорцы уже провели два матча на турнире, а значит, для разговора появилась определенная почва. Да и ожидания от команды в этом году очень серьезные. После прошлогоднего серебра болельщиков устроит победа в Кубке Гагарина. Понимает это и сам Воробьев, который любезно уделил время корреспонденту AllHockey.Ru, ответив на его вопросы.
— Илья Петрович, каковы для вас итоги первых двух матчей на мемориале Ромазана?
— Я думаю, что у нас пока нет той быстроты, которая должна быть. Многие команды уже сыграли хотя бы по матчу, и этого достаточно для того, чтобы войти в игровой ритм. У нас игр не было, и поэтому мы не совсем поймали нужный темп с «Трактором». Вторая игра с «Амуром» в этом плане была получше, но скорость еще не та.
— Для «Трактора» это был уже третий матч летом, в то время как «Металлург» впервые вышел на лед. Это основная причина поражения?
— Возможно. Мы однозначно должны быть быстрее.
— Как оцените форму команды для данного периода времени?
— Мы нормально отработали в Минске, поэтому пока «тяжелые». Для того, чтобы прийти в себя, у нас есть еще три недели.
— В прошлом сезоне «Магнитка» выделялась комбинационным, бразильским хоккеем. Планируете ли в этом году оставить таким же игровой почерк команды?
— Конечно, планируем. Мы из числа тех команд, на которых было интересно ходить и смотреть. «Металлург» показывал настоящий хоккей.
— Как вам термины «бразильский хоккей» и «магнитогорские бразильцы»?
— Мне они не совсем нравится. Больше по душе приходятся сравнения с «Барселоной», которая двигала мяч и выигрывала за счет быстрого паса. «Спартак» в советские времена и в 90-е годы очень хорошо этим занимался. «Бразильский хоккей»... Кому как хочется, пусть так и называют.
— По ходу прошлого плей-офф ваших коллег Романа Ротенберга и Сергея Федорова называли Моуринью и Гвардиолой, к вашей же команде приклеилась кличка «Магнитогорские бразильцы». Вам нравится, когда вокруг хоккея происходит подобная движуха?
— Это два игровых вида спорта, но между ними есть большие различия (улыбается). Вообще, это разжигает интерес. Многие футболисты, которые закончили карьеру, играют в хоккей. Из числа таковых я общаюсь с Вадимом Евсеевым и Евгением Харлачевым. Игровые виды спорта близки друг к другу в плане понимания игры.
— Если не секрет, как начали общаться с Вадимом и Евгением?
— С Евгением мы познакомились, когда он доигрывал в «Ладе» после своего прекрасного времени в «Локомотиве». В то время я тоже играл в Тольятти. А с Вадиком мы начали общаться, когда я выступал в Мытищах. Там же мы познакомились с Сергеем Мозякиным.
— Ваш подопечный Николай Голдобин активно играл в турнирах 3×3. Следили ли за ним? Как вам в целом этот формат? Поощряете ли вы участие своих ребят в подобных турнирах?
— К формату 3 на 3 я отношусь нормально. На сборах в Минске у нас тоже был свой турнир, но там мы играли на пол-поля, до синей линии. Пока это развивающаяся потеха и игрушка, но, если ее переводить в серьезный формат, нужно думать о размерах поля, правилах. За этим пойдет и тактика. Она и сейчас, несомненно, присутствует. Если это зрителю будет интересно, то почему бы и нет?
— Опять же, этот формат никак не мешает обычному хоккею.
— Удалось ли вам до начала турнира в Магнитогорске посмотреть матчи других команд? Какие тенденции вы могли бы отметить в этих играх?
— Конечно, удалось. Для многих команд это были первые игры, поэтому тенденций пока мало. Все вкатываются. Кто-то быстрее бежит, кто-то пешком ходит. Я посмотрел турнир в Сочи. Кое-что интересное там было, но ближе к сезону все будет плотнее и быстрее.
— Сергей Юрьевич Гомоляко говорил, что вы хотите укрепить центральную ось, но пока что основной упор сделан на защиту. Велика ли вероятность того, что в ближайшее время мы увидим пополнение на позиции центрфорварда?
— Работа всегда ведется. Сейчас рынок очень скудный, делать подписания просто так смысла нет. Не мы одни ищем иностранцев. Многие клубы хотят подписать себе вратаря, но мы уже закрыли эту позицию. Посмотрим, что будет. Сейчас в клубах НХЛ игроки поедут в лагеря, и кого-то из этих хоккеистов будут отцеплять. На данный момент, в силу обстоятельств, работает только североамериканский рынок.
— Есть солидный выбор защитников под большинство — Хохлов, Еременко, Яковлев, Орехов. Есть уже понимание, кого из них будете использовать в спецбригадах?
— Яковлева однозначно. Пока что мы меняем Орехова и Хохлова, выпускаем их через раз.
— Держите ли связь с Дроновым?
— Да, вот буквально вчера он позвонил и спросил, можно ли ему потренироваться, пока команды не было во дворце.
— То есть, он пока в Магнитогорске?
— Да, мы ему разрешили поработать. Примерно через неделю Григорий должен уехать.
— Обговаривали ли с ним вариант, при котором он может вернуться в «Металлург», если у него не получится в «Каролине»?
— Гриша — по-хорошему упертый парень. Я ему позвонил и посоветовал сделать в контракте пункт, согласно которому, при отправке в фарм-клуб он сможет вернуться к нам. И он его сделал.а
— Как он вам объяснил свое решение уехать?
— Я знаю Гришу очень давно, с его 16 лет. Это очень целеустремленный парень. Если он решил, значит, он поедет. Бесполезно его было уговаривать.
— Некоторые легионеры подоспели к вам чуть позже остальных ребят. Насколько быстро они влились в работу?
— Они приехали буквально на день-два позже, это ничего не решило.
— Летом у вас сильно поменялся тренерский штаб. Почему решили привлечь именно этих специалистов? (Чубаров, Соколов)
— Сейчас в моде импортозамещение (смеется)! А если серьезно, то Артем Андреевич отвечает за нападение и большинство, а Андрей Павлович — за защиту и меньшинство.
— А Клемен Моховрич-то остался!
— Это не считается, ведь он наш, славянин (улыбается)!
— Насколько важно, что в клуб вернулся легендарный в прошлом защитник Андрей Соколов, который еще неплохо знаком с молодыми ребятами по работе в «Стальных Лисах» в сезоне 20/21?
— Сейчас в клубе работает много ребят, которые в прошлом были легендарными хоккеистами. Это и Сергей Мозякин, и Борис Тортунов, который работает старшим тренером вратарей системы клуба, и наш скаут Дмитрий Денисов.
— Сергей Мозякин — безусловно, важнейшая часть семьи.
— Да, конечно.
— Сейчас он начал работать директором по развитию молодежи клуба. Насколько большую роль в его возвращении сыграли лично вы?
— Я долго предлагал ему войти в тренерский штаб. Мы с ним общались, но Сергей сказал, что он не готов, так как ему нужно отдохнуть от хоккея. Мозякин сказал, что видел, как мы работаем и не спим сутками, и он пока к этому не готов. Сейчас он, видимо, передохнул. У него идет новый интересный виток в жизни, он будет управленцем в школе и развивать эту часть клуба.
— Переговоры прошли быстро?
— Не знаю, я не участвовал в них от слова «совсем».
— Сергей и в годы игровой карьеры не любил давать интервью, а сейчас он перешел на еще менее публичную должность. Его мечта сбылась?
— Я уже видел два его интервью. Сейчас он начал давать их чаще, чем во время игровой карьеры (улыбается)!
— Если позволите, вернемся на несколько месяцев назад, в финальную серию Кубка Гагарина с ЦСКА. Это было самое обидное поражение в вашей карьере?
— Надеюсь, что самое. Это спорт. Мне было очень обидно.
— Спустя несколько месяцев вы нашли для себя ответ на вопрос о том, почему же все-таки «Металлургу» не удалось взять Кубок?
— Мы были в пяти минутах от трофея. Но потом ЦСКА стал машиной, которая не делает ошибок. Они не дали нам ничего создать и реализовали свои моменты. У них большая группа опытных ребят, которые уже выигрывали Кубок. Это очень важный момент.
В 2013 году, когда мы сидели в офисе у Виктора Филипповича Рашникова, решался вопрос о подписании Зарипова. Последний вопрос был адресован мне, и я тогда сказал, что есть игроки, которые умеют выигрывать и знают, как это делать, которые не дрогнут в последний момент, и научат этому нас. Таких ребят на тот момент у нас практически не было, поэтому я сказал, что Зарипова однозначно надо подписывать. Мы взяли его и выиграли в первый же год. У ЦСКА было намного больше ребят с победным опытом, и в этом была разница.
— Один из них, Сергей Андронов, перешел в ярославский «Локомотив». Сильно ли поможет ярославцам его подписание?
— Сергей однозначно поможет «Локомотиву». Он — лидер в команде, да и Игорь Никитин давно его знает, он долго работал вместе с ним. Долгое время Андронов был капитаном ЦСКА. Понятно, что это не самый забивной игрок, но это командный хоккеист, который может отработать и в меньшинстве.
— Вернемся к «Металлургу». Что чувствует тренер, когда его команда находится в нескольких минутах от победы в Кубке Гагарина?
— Острую боль. Не самое хорошее чувство. Никому не пожелаю его испытать.
— На ваш взгляд, есть ли какой-то позитив в том, что ты занимаешь второе место?
— Какой-то позитив? Мы играли в классный хоккей, у нас был великолепный сезон, кроме последних 125 минут. Нам удалось показать новое или, если угодно, хорошо забытое старое веяние, в котором команда играет в быстрый и комбинационный хоккей. Летом нас кто только не полоскал на тему того, кого мы купили и как мы с этими людьми будем играть. Если бы кто-то тогда сказал, что «Металлург» выйдет в финал и проиграет в седьмой игре, для нас это было бы пределом мечтаний. В этом клубе всегда ставят максимальные цели. Конечно, нам очень хотелось завоевать Кубок Гагарина. Нам было очень обидно и тяжело переживать это поражение. Лично я с этим долго справлялся.
— В конечном итоге, справились?
— Надеюсь. Я отдохнул, мне нужно было время для того, чтобы переключиться с хоккея. У нас получился классный сезон.
— Насколько быстро от поражения отошла команда?
— На первом собрании я объяснил ребятам, что к чему. Но у каждого свое видение, ко всем в душу не залезешь.
— Что вы лично и команда вынесли для себя из той серии?
— Мы стали опытнее. Есть три стадии сезона — регулярный чемпионат, плей-офф и финал. Две из них мы прошли фантастически, в третьей мы были близки к победе, но... Это спорт. Чтобы такого не повторилось, нужно не делать ошибок и четче использовать свои моменты. Все дело в психологическом давлении.