Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Татьяна Гудкова: В Москве я не девушка с периферии

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Карьера экс- рекордсменки мира по спортивной ходьбе Татьяны ГУДКОВОЙ два года назад приобрела новый оборот. Магнитогорская спортсмена на крупных всероссийских и международных соревнованиях стала выступать по параллельному зачету Магнитогорск – Москва. Спустя два года ГУДКОВА продолжает оставаться в обойме национальной сборной страны, и надеяться попасть на Олимпиаду в Пекин. Что собой представляет параллельный зачет устами именитой спортсменки? Какое влияние он оказывает на прогресс результатов? В чем его плюсы и минусы?
–        Татьяна, как вы «попали» под параллельный зачет? Когда впервые узнали о том, что есть возможность защищать честь другого города? Может, существовали другие варианты, не связанные с Москвой?
–        Параллельный зачет в России существует уже давно, им пользуются очень многие. Но я всегда была противницей этого, потому что считаю, если выступаешь за свой город, то именно он обязан тебя кормить. Никогда не думала, что когда-нибудь передо мной станет выбор, что мне придется вести параллельный зачет с другим городом. Его принцип такой: люди из другого города в тебя тоже вкладывают деньги, дают возможность ездить на сборы, тренироваться с другой командой. При этом есть тренер, который занимается на сборах только тобой. Когда меня коснулся параллельный зачет (это был 2005-й год, конец августа), я не знала о том, что некоторые люди за моей спиной уже решали эту проблему, за кого мне выступать параллельно. В 2005 году я выиграла летний чемпионат страны. Этим были довольны не все специалисты. Часть из них посчитала, что мой нынешний тренер Валерий Спицын недостаточно для этого себя реализовал, что для моих дальнейших побед нужен более серьезный тренер. Поэтому нам в приказном порядке было сказано, что мы должны параллельно выступать либо за Екатеринбург, либо за Чувашию, либо за Москву. Из всех трех вариантов выбрали последний, потому что я всегда хорошо относилась к тренеру Евсюкову, ныне являющимся моим вторым тренером. О нем была много наслышана, у него тренируется очень много спортсменов с периферии. Меня также устраивало и то, что Москва тот город, в котором всегда найдутся деньги. А потому нет проблем со сборами, - пожалуйста. Так же два раза в год москвичами выдается новая экипировка. Может, это с виду и мелочь, но для нас, спортсменов, значимая вещь. По тому же спортивному питанию выделяется в день 550 рублей. В других городах эта сумма гораздо ниже - 350 рублей. В течение этих двух лет Москва меня возит, кормит. Магнитка тоже кормит и возит. Большую же часть постоянно нахожусь на сборах. С ноября по май следующего года в городе вы меня не застанете. Для чего нужен параллельный зачет? Чтобы спортсмен смог выжить. Когда возникают проблемы со сборами, начинаешь поиск тех людей, которые в тебе заинтересованы. Москву устраивает, что есть параллельный зачет. Ты же этому городу приносишь параллельные очки. И самим спортсменам также выгодно выступать. Стоял вопрос о закрытии параллельных зачетов. Но если это случится, то очень сильно пострадает сборная страны. Потому что в основном в ней именно те, кто выступает за Москву, - и это, как правило, спортсмены с периферии.
–        А где вы сейчас в большей степени ощущаете себя своей: в Москве или Магнитогорске?
–        Дома меня всегда поддерживают, чтобы не случилось. Мой клуб - «Металлург-Магнитогорск». На сегодняшний день именно в Магнитке начали подготовку к будущим стартам. В олимпийский сезон многие от кого-то чего-то ждут, строят планы. Благодаря ММК я прошла очень хорошее обследование в диагностическом центре, и сейчас хожу на гипоксию. Хотя в октябре Москва меня приглашала на сбор в Адлер. То есть, у меня был выбор. Однако посчитали, что лучше «раскачиваться» я буду здесь. Думаю, в период олимпийского года нужна буду всем. Как говорится, «на грех и вилы стреляют».            
–        Но вы же не «вилы»?
–        (После продолжительного смеха). Конечно же, нет, но за последние два года, после того, как стала чемпионкой России, мой результат упал. 1 час 31 минута – недостаточно для отбора на олимпийские игры. Хотя будем все для этого предпринимать. Во всяком случае, первый шаг уже сделан. 
–        Какова была цель москвичей заключать с вами контракт?
–        Во-первых, это было сделано почти в приказном порядке. Кандидатура моего тренера Валерия Спицына их не полностью устраивала. Нужен был человек, находящийся ближе к ним, чтобы был более плотный контакт во всем. Из Магнитогорска очень сложно решать некоторые проблемы. Во-вторых, заинтересованность Москвы заключалась в том, что за годы занятий спортивной ходьбой мои результаты не самые худшие, поэтому, думаю, была такая заинтересованность.
–        Как часто проводите время в столице? И как чувствуете себя в ней в бытовом плане?
–        В Москве абсолютно нет ничего. Недавно тренер звонил, говорил о том, что мне нужно скоро туда съездить, поговорить с директором центра олимпийской подготовки Москвы. Она хочет познакомиться поближе с ведущими спортсменами. Насколько мне известно, существует вариант с общежитием. Если буду в этом нуждаться, то мне его обеспечат. Но не вижу  в этом смысла, потому что в Москве бываю проездом: на два – три дня. Останавливаюсь, как правило, у подруги. Так что, общежитие мне не нужно. Тем более оно находится за пределами Москвы, добираться от него неудобно.
–        А другие бы на вашем месте использовали не только шанс с общежитием…
–        Кого привлекает Москва, они стараются начать с общежития. Но мне это пока не нужно, не вижу в этом смысла для себя.
–        Значит, Магнитогорск для вас по-прежнему родной город. И ваши дальнейшие планы связаны именно с ним?
–        Вообще, - да. Магнитогорск меня всегда устраивал, только здесь, можно сказать, я дома. Олимпийский год будет, несомненно, решающим. После Олимпиады в Пекине наверняка буду задумываться над тем, чтобы заканчивать с карьерой и искать себя в чем-то другом. Мои планы и перспективы работы связаны не только с Магнитогорском. Вопрос в том, будут ли заинтересованы во мне, как специалисте. Конечно, можно попробовать себя в тренерской деятельности. Сейчас получаю второе высшее образование по специальности менеджера организации. Может быть, попробую себя в этой сфере деятельности. Скорее всего, моя новая работа будет также приближена к спорту. Потому что без спорта я себя не вижу. Настолько привыкла за это время, что вряд ли смогу полностью от него отказаться.
–        Москвичи считаю вас «своей»?
–        Думаю, обязательно считают. Тренерам совсем безразлично, из Магнитогорска ли я, или откуда-то ещё. А тот факт, как ко мне относится начальство… Не каждого спортсмена начальство вызывает на неформальный разговор. Заинтересованность во мне проявляется во всем. Никогда не видела пренебрежение ко мне, как к девушке с периферии. Все, что положено от клуба по договору, выполняются. Никаких нарушений не возникало.
–        В основном под знаменами параллельного зачета выступают самые перспективные и ведущие спортсмены страны. Получая подобного рода предложения, у профессионалов открывается второе дыхание, и они уже ни о чем, кроме как об итоговом результате, не задумываются. Наверняка от такого предложения в вашей карьере произошел своеобразный всплеск, наметились определенные цели. Было такое?
–        Если честно, когда мне предложили параллельный зачет, я испугалась. Вероятно, сработала психология провинциального человека. Мало того, что добавилась ответственность. Теперь должна оправдать надежды людей, заинтересованных во мне. Я не умею за просто так есть свой хлеб. За все надо платить. Первоначально параллельный зачет меня пугал. На первом сборе не знала как себя вести. Со временем многое урегулировалось, главное – выступать на своем уровне. За эти два года я не услышала ни одного упрека в свой адрес, хотя два седьмых места на чемпионатах страны могли послужить поводом к этому. Мне нравится политика, когда за человека держатся до конца.
–        То есть, за это время не было ни одного серьезного разговора по поводу результатов?
–        Дело в том, что Евсюков знает мой потенциал, он видит, как я тренируюсь, стремлюсь к лучшему результату, не опускаю рук. Если бы я приехала, делала только вид, пинала воздух, меня бы, конечно, попросили. Во-первых, к новому тренеру нужна адаптация. Это необходимо, потому что сразу подход к человеку найти очень сложно. Думаю, все-таки мы сделаем что-то большее. В этом сезоне предстоит проделать самый большой объем работы. В связи с этим отказалась от стартов гран-при, на которых можно было заработать денег. Лучше отдохну, чтобы не устать. На этот год со стороны Челябинска поддержка будет полностью, со стороны клуба «Металлург-Магнитогорск» однозначно будет помощь. И, естественно, поддержка со стороны Москвы. Меня абсолютно всё устраивает.
–        Значит, у вас есть всё, для того чтобы добиваться высоких результатов?
–        Существуют небольшие нюансы. Сборы сборами, но для достижения высоких результатов нужна фармакологическая подготовка. Она требует немалых финансовых вложений. Причем, этот вопрос ещё не решала. Как правило, деньги выделяются из своего кармана. Но, думаю, проблему решим.
–        Когда москвичи подписывали вас на параллельный зачет, какую конечную цель они от спортсменки Гудковой видели?
–        Считается, что задача-минимум на чемпионате России, - быть в восьмерке, а задача-максимум: попадание в тройку. Пойдет третий год моего параллельного зачета, поэтому для меня хорошим конечным итогом такого сотрудничества будет попадание на олимпийские игры. На самом деле, самая основная задача – это Олимпиада в Пекине.
–        Остались уже считанные месяцы до самого главного события четырехлетия!   
–        Ожидается отбор в Саранске, что невыгодно для других регионов, ибо саранская школа очень сильная, а так как у нас технический вид, можно всегда до чего-то докопаться, поэтому варианты могут быть всякие. Хотя обещали провести отбор на Олимпиаду либо в Челябинске, либо в Москве, что меня бы очень сильно порадовало. Но это больше политика, а если взять методические направления, то сейчас говорить о том, что для этого нужно сделать очень сложно. Начался лишь период первоначальной подготовки, я нахожусь в минимальном физическом состоянии. Ближе к январю следующего года можно будет говорить о том, что я смогу показать на зимнем чемпионате России. Там состоится отбор на Кубок мира, а Кубок мира пройдет в Чебоксарах. Нужно здоровье, это, пожалуй, самое главное. Остальное приложится.
–        Существует ли в параллельном зачете тренерская проблема? Вы тренируетесь под патронажем двух наставников. Как они находят между собой общий язык в методике, планах подготовки?
–        Конечно, в этом плане чувствуется не совсем хорошая ситуация. Начальную подготовку ведет в Магнитогорске Валерий Спицын. А, допустим, в ноябре-декабре  я буду ездить с московским тренером. Методика очень похожа, хорошо, что в этом они совпали. Но плохо то, что когда я на сборах, Валерий Анатольевич меня не видит. Когда я возвращаюсь к нему, он начинает анализировать, в какой физической форме я вернулась, но обязательно за месяц перед важным стартом Спицын выезжает со мной. Потому что тренировать вслепую невозможно. Тренеры не конфликтуют между собой, хорошо к другу другу относятся.
–        Они встречаются?
–        Обязательно. Разговаривают по поводу моих тренировок.
–        Если не секрет, какой из городов вкладывает на данном этапе больше финансовых средств: Москва или Магнитка?
–        Не хочу никого ни кого обидеть, но за последние два года больше финансовую сторону выполняла Москва. В среднем на сбор на одного человека тратится 30 тысяч рублей. Таких сборов было семь, вот и посчитайте, сколько денег потратили на меня москвичи. В свою очередь, Магнитка оплачивала проезд. Чтобы не тратить лишнее время, летишь самолетом, и это обходится около 15 тысяч рублей. Конечно, Москва пока вкладывает больше, но дома мне ни в чем не отказали. Просто не было необходимости просить дома деньги, когда их давала Москва.
–        Как профессиональная спортсменка вы поддерживаете параллельный зачет?
–        Для спортсменов параллельный зачет – это не проигрышный вариант. Думала, обстоятельства будут хуже. Боялась, что на меня будут косо смотреть. Получилось, что и там, и здесь кормят. А когда везде кормят, - всегда хорошо. Для спортсмена это плюс. Наверное, больше минус для организаций и тренеров.
–        Некоторые не понимают следующей обстановки. На Гудкову денег в Магнитке не хватает, зато их хватает на параллельный зачет для Станкина и Андронова. Почему так происходит?
–        Наверное, в свое время была возможность финансировать спортсменов  из других регионов. Для ребят это положительно. Знаю Юру, Владимира. Они ни в коем случае не проиграли. Здесь они получают зарплату, Челябинская область им делает сборы. Они ни в чем не ущемлены.
–        У москвичей есть планы насчет магнитогорской школы?
–        Сейчас спортивная ходьба Магнитки находится в зародыше. Мое поколение заканчивает, а периода расцвета нет, есть период зародыша. Дети, которые сейчас тренируются, в лучшем случае через десять лет будут показывать первые серьезные результаты. Считаю, лучше создавать собственную школу, самим кормить людей, чтобы они выступали только за наш город. Тренеры не будут терять квалификацию. В противном случае, им придется доводить воспитанников до определенного уровня, а затем отдавать в другие города. Но если наши дети будут не нужны, то можно найти выход, который всегда есть. Например, тот же самый параллельный зачет. Это не очень сложно на самом деле. Будем есть чужие щи.
–         А вы можете назвать годовой бюджет, в который включено абсолютно все (зарплата спортсмена, тренера, расходы на фармакологию, сборы), что необходимо для подготовки к крупным соревнованиям?  
–        Это не огромные деньги. Если на людей такого уровня, как Гудкова, Кравцов, будут тратиться хотя бы один миллион рублей в год, это будет просто шикарно.
–        Как считаете, какое будущее у параллельных зачетов? Возможно, что ведущие российские ходоки начнут выступать за европейские клубы?
–        Единственный представитель спортивный ходьбы России, кто тренируется за границей (в Польше) – это Илья Марков. Он единственный за всю историю нашего спорта, которому дали на это добро. Перспектива такой системы банальна. Довольны два региона, что представляешь, а больше ничего. Впечатляет саранская школа спортивной ходьбы, она настолько сильна… В этом регионе стремление детей заниматься ходьбой такое же сильное, как в Магнитке любовь малышни к хоккею. А нам до этого очень далеко, поэтому приходится пока выживать с помощью параллельных зачетов.    

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ