Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Александр Мещеряков: Со мной конфликтных ситуаций не бывает

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«Вся жизнь – игра», - лозунг в прямом смысле слова характерный для спортсменов и наставников. Иногда, это часть жизни, иногда – чуть больше. Главный тренер волейбольной команды «Магнитка-Университет» Александр МЕЩЕРЯКОВ посвятил своему делу всю свою сознательную жизнь, о чем ничуть не жалеет. Напротив, гордится и верит в успех тех, с кем работает.
В следующем году будет небольшой юбилей – 40 лет стукнет с тех пор, как сегодняшний герой рубрики «Персона» начал свой путь тренера на кафедре физвоспитания МГТУ.     
 
Наша справка:
МЕЩЕРЯКОВ Александр Степанович. Родился 5 апреля 1937 года в поселке Кузьмино Гать Тамбовской области. Образование высшее (в 1962 году окончил факультет физвоспитания челябинского государственного педагогического института). На кафедре физвоспитания МГТУ работает с 1966 года. Тренер высшей категории по волейболу, судья республиканской категории. Главный тренер мужской волейбольной команды «Магнитка-Университет» с 1996 года. 
 
–        Александр Степанович, вы помните, с чего начиналось ваше увлечение волейболом?
–        Да, конечно. Я приехал  в Магнитогорск в 1954 году, в ФЗО №28 получил специальность электрика и по окончании этой школы пошел работать в электромонтаж. Очень интересная строительная организация, мне так нравилась эта профессия. Параллельно я стал учиться в вечерней школе №4, и занимался волейболом. В те годы в Магнитке был волейбольный бум – все повально занимались этим видом спорта, в том числе и я. Это были 1954-55 годы. В спортзал Дворца спорта «Строитель» приходили такие ветераны, как Носов, Акулов Борис, Егоров Валентин,  Пиркер Альберт, Гарик Ващенко, с которыми мне посчастливилось немного тренироваться. В 1958 году поступил в челябинский пединститут на факультет физического воспитания, и тут уже стал очень активно заниматься волейболом. Тренер был Катуков Юрий Викторович, впоследствии он стал ректором института физкультуры. Студенческие годы прошли эмоционально, особых успехов не было, тем не менее, наша команда постоянно участвовала в чемпионате России по линии Министерства просвещения, где занимала призовые места. Затем в Челябинске образовалась команда «Буревестник», куда попал и я. Играли на уровне области и российской организации «Буревестник». После окончания ЧГПИ в 1962 году меня позвали сюда в пединститут в качестве ассистента кафедры физвоспитания. Приглашала Ольга Григорьева Гитис, которая знала меня как состоявшегося спортсмена. Я приехал в Магнитку по распределению Министерства просвещения, хотя оставляли в Челябинске, но так как здесь мне, уже в ту пору семейному человеку, гарантировали квартиру, то выбрал этот вариант. Три года работал в магнитогорском пединституте – это была обязательная трехлетняя отработка, после её окончания в 1966 году перешел в штат кафедры физвоспитания горно-металлургического института. Хотя с 1962 года уже тесно работал со мужской сборной волейбольной командой студентов горного вуза. Была мужская и женская команды, успехи пришли не сразу. В 1967 году в Свердловске прошла комплексная Спартакиада горных вузов. Команда из Магнитки победила на этих соревнованиях, ей противостояли соперники из Москвы, Ленинграда, Новокузнецка, Красноярска. Эта была яркая победа. А потом очень сильные команды выступали на областном уровне. Нам, конечно, не сразу удавалось побеждать. Набравшись опыта, становились неоднократными чемпионами области с «Буревестник».
–        Сильно изменился волейбол с тех пор?            
–        Однажды в кругу ветеранов был такой разговор. Мне задавали этот вопрос. Я бы сказал так: конечно, существенно изменился. Он стал более привлекательным. Просто судейство стало более мягкое. Если раньше мы принимали мяч снизу, это считалось ошибкой. Сейчас дали возможность вообще не судить первый прием, подыгрывать ногой мяч и тем самым, он стал более привлекательным и эмоциональным. В этом плане существенное превосходство нынешнего волейбола против  волейбола тех лет. Однако в те годы люди занимались ответственно, настолько вкладывали душу в тренировочный процесс, хотя не было финансовой заинтересованности. В первую очередь, работали для себя, и большинство команда формировались из местных воспитанников.
–        Тогда кроме спорта у мальчишек иных увлечений было мало, не то, что сейчас?
–        Естественно. Причем, ведь раньше по существу не было квалифицированных, профессиональных тренеров. Приходили и занимались на замечательные открытые площадки. И вот там, начинали играть с обеда, пока солнце не сядет. И ведь был волейбол, в каждом дворе практически играли.
–        Волейбол был единственным видом спорта, который вас привлекал?
–        Я скажу в общих чертах. Люди занимались легкой атлетикой, футболом, но в основном не распылялись по видам, выбирая какой-то один, конкретный вид спорта.   
–        Кто сыграл важную роль в вашем становлении, как тренера?
–        В Челябинске был такой замечательный человек – Карл Петрович Войнов. Он был чрезвычайно предан тренерскому делу, был поклонником японской техники, поэтому многое взял из японской системы. Например, планирующую подачу. У него был большой перечень упражнений, которые способствовали развитию физических, технических качеств и т.д. Ну и мой тренер - Юрий Викторович Катуков, который пришел в волейбол из десятиборья, был очень сильным нападающим. Они повлияли на мою судьбу, как тренера. Когда приехал сюда, не видел конкуренции, никто не подпирал, постепенно осваивал тренерские навыки. Часто, почти ежегодно, бывал на тренерских сборах всесоюзного масштаба московского института физкультуры. Они были непродолжительными, но в них участвовали все преподаватели теории волейбола, авторы специализированных учебников. Не раз был в Ленинграде на факультете повышения квалификации и на тренерских сборах. Не забуду замечательного тренера Владимира Иракливича Задгенидзе. Перед его методиками я вообще преклонялся, ими до сих пор пользуюсь. В Риге встречался с великим теоретиком Амалиным, вызывали в Сухуми на сборы по линии «Буревестника»…
–        В общем, всю страну объездили!
–        И причем, мне очень нравилось учиться, информацию впитывал, как губка. Ещё помимо того, что давали преподаватели, многое извлекал из общения в кругу тренеров. Всегда приезжал на семинары с большим удовольствием. В институте физкультуры Лесгафта сдал кандидатский минимум, правда, диссертацию я так и не защитил.
–        Заработали ли какое-нибудь звание?
–        Нет. У меня никаких регалий нет. Была попытка присвоить мне звание Заслуженного работника физической культуры при прежнем председателе городского спорткомитета Павлове. Но, увы, то бумаги терялись, то что-то ещё. Короче, плюнул на это дело, поэтому никаких званий не имею. Я даже не ветеран спорта.           
–        Дефицит местных высокорослых игроков испытывала не только баскетбольная команда?
–        Конечно. Я бы хотел отметить вот какой момент. Мы с 1996 года выступаем в чемпионате России. Виновницей всему этому стала Наталья Павловна Исаева, которая привела мне весь свой выпуск из ДЮСШ, тогда закончивший 10-й класс, и готовившийся к поступлению в горный университет. Ребята были довольно-таки хорошие –Селиванов, Чайков, очень перспективные и высокорослые. Но плохо то, что она одна растит кадры для мужского волейбола. Так что у нас не только дефицит высокорослых игроков, но и тренеров, которые хоть немножко бы подходили под тот уровень, на котором играем. В этом году пришлось двоих игроков взять из ДЮСШ Саратова.
–        Что вы требуете в первую очередь от тех парней, которые сейчас выступают за «Магнитку-Университет»?
–        Задача, которую я им поставил на этот год, - попасть в тройку на предварительном этапе, чтобы участвовать в полуфинале и финале. Сейчас идет предварительный этап, длящийся до декабря. А с нового года по его результатам распределятся команды, которые будут бороться за места с 1 по 6, с 7 по 12, и так далее. Всего в нашей лиге насчитывается 35 команд. Если в прошлом году, когда наш состав был значительно сильнее, чем в этом, мы попали во вторую шестерку и сыграли с 7 по 12 место, то и в этом первенстве ставлю перед командой такую же задачу. Удастся ли? Все-таки команда молодая, и в то же время мне очень приятно с нею работать. Было время - работал с корифеями, они болезненно реагировали на любые замечания, а с этими легко. Где-то на них немного прикрикнешь -  сносят безропотно.
–        Но вы ведете себя не так, как Николай Карполь.
–        Я не сторонник подобного поведения. Хотя с ним хорошо знаком, в Свердловске не раз встречались, в Челябинске, когда раньше судил там матчи Первенства Росси. Не одобряю систему окриков, конечно, к ним привыкают, но со стороны это смотрится неадекватно. Однако у меня тоже иногда бывают такие срывы, особенно когда играем со слабой командой, и на площадке происходит такая бяка, что просто не выдерживают нервы.
–        Как вы думаете, какой у вас характер?
–        Вспыльчивый, но быстро отхожу. Со мной, по крайней мере, конфликтных ситуаций не бывает. Сколько времени уже на кафедре МГТУ работаю, никогда ни с кем не ругался. Стараюсь понимать ситуацию, нахожу со всеми общий язык, а с командой - тем более. Допустим, на установке перед игрой могу извиниться перед игроком за то, что накричал на него накануне.
–        Владислав Третьяк как-то заметил, что ученики должны бояться тренера. Он не прав?
–        Нет, конечно. Я не сторонник палочной дисциплины. Хотя молодые иногда реагируют с некоторой опаской. Я просто понимаю игровую ситуацию и стараюсь, особенно на молодых не кричать, потому что это ещё люди с несформировавшимся характером, поэтому на замечания реагируют болезненно. Более того, в результате этого конфликта могут вообще опустить руки. Это опытных игроков не сломать ни криком, ни чем-либо другим.
–        Вспомните самый памятный сезон за тот период, что вы руководите командой.
–        В 1999 году состоялся выход в Высшую лигу. Мы играли во Второй лиге и потом попадаем в Высшую лигу «Б». В Нижнем Новгороде проводились матчи за право перехода с клубами из Ижевска, Великих Лук, Нижнего Новгорода, Рязани и Магнитки. Конечно, в этой компании хозяева были на голову всех сильней, а кроме них, ещё одна команда попадала в Высшую лигу. Ключевой поединок – с Великими Луками. Первые две партии выиграли легко, затем уступили в двух последующих. Пятая, - такая напряженная. Последние секунды. На площадке Коля Шелков, здоровый парень, правда, редко в основе появлялся, а это я его выпустил освежить игру команды. И вот он наносит удар, мяч попадает в блок и катится по сетке. Все смотрят, на чью сторону он упадет, а он оказывается за пределами площадки, мы победно вскидываем руки вверх – выиграли! Вместе с нами радовались и болельщики, которые приехали из Магнитки поддержать нас. Эмоций, конечно, было очень много. Поздравили, выдали путевку в Высшую лигу. Четыре года мы в ней продержались. Там у нас были яркие победы, на новом, более качественном уровне. В 2001 году попали в финал первой шестерки сильнейших клубов, несмотря на то, что сильнейшие игроки уходили и на ведущие позиции выдвигались ребята, бывшие на вторых ролях. Однако со временем «Магнитку-Университет» покинули Андреев и Дешин, которых пригласили в клубы рангом выше. Без них команда оказалась в сложном положении – заняла восьмое место и вылетела из Высшей лиги.
–        Это, наверное, был самый тяжелый момент в тренерской карьере?
–        Пожалуй… В первой лиге календарь совсем другой. Много игровых туров проводим дома. Если, скажем, в Высшей лиге туры длились в течение недели, то здесь – исключительно по выходным дням.
–        Но это ведь плюс для работы с молодыми игроками?
–        Несомненно.
–        Насколько большое значение вы придаете работе с юными игроками?
–        С опытными игроками было полегче, технический арсенал у них богатый, результат показывали стабильный. А здесь приходится многое корректировать, и потом переход из детско-спортивной школы во взрослую команду, где всё изначально необычно, для некоторых весьма болезненный. В том числе, сложны двухразовые тренировки в день.
–        Вот вырастите новых мастеров из вновь прибывшего поколения, соперники переманят, у вас руки не опустятся?
–        Абсолютно точно - нет. Я помню, таких игроков, как Бурлаков, Хасанов, которые прошли через спорт, и нашли себя в жизни. Единственное, нам не везет со спонсорами. Сейчас такое тяжелое положение.
–        Выходит, топчитесь пока на месте?
–        Ну что поделаешь, раз ситуация так складывается.
–        Женскую команду тренировать не доводилось?
–        Напротив, случалось. Женская команда так же, как и мужская играла на первенстве России «Буревестник». Это была очень хорошая команда, правда, высоких результатов не достигала, но место в середине таблицы (пятое или шестое) занимали регулярно. Комплектовалась она из магнитогорских спортсменок. Причем, детских тренеров, работающих с девочками, было много. Продукция была хорошая.
–        Кого легче тренировать: мужскую или женскую команду?
–        С мужчинами не легче, а проще. Женщины в сложных игровых ситуациях могут напортачить. И потом, у них ведь любовь все-таки на первом месте. Не дожидаясь окончания вуза, они, как правило, выходят замуж. А с мужиками проще, скажешь: «Возьми себя в руки, ты же мужик!», и он возьмет. Хотя девочки более ласковые, веселые. У меня три дочери, две прошли мою волейбольную школу. Им было интересно на тренировках и соревнованиях.
–        А третьей волейбол не нравился?
–        Был момент, она тоже ходила, но у нее оказался самолюбивый характер. Однажды сделал ей замечание, которое она восприняла болезненно.
–        В кого она такая?
–        В маму, наверное. Мамы десять лет как уже нет с нами, но она оставила большое наследство в моих детях. Все они окончили горный вуз.
–        А теперь чем занимаются?
–        Одна работает в Екатеринбурге, у нее там серьезная фирма. Вторая - завуч в волейбольном клубе, а третья сидит дома с маленьким ребенком, её муж – предприниматель.
–        Вы сами родились не в Магнитогорске?
–        Я приехал из Тамбова. В 1954 году туда прибыл агент на вербовку. Сюда приехал в школу ФЗО выучиться на электрика. Попутно бросил курить, выпивать – тоже, уже как восемь лет не пью.
–        А разве в Тамбове не было школы ФЗО?
–        Не было там ничего подобного. Лишь один индустриальный техникум, но те специальности мне были не по душе. Поэтому 16-летним уехал в Магнитку, и с тех пор всё время здесь. Правда, была возможность остаться в Челябинске. Тогдашний ректор пед.института, а в последствии секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников, у которого я был любимым игроком, предлагал остаться.  
–        Если бы не тренерская карьера, чем бы занялись?
–        На кафедре физвоспитания работал бы преподавателем в отделении специализации «баскетбол», вел бы общие курсы. Поверьте, это очень важное дело, инженеров надо готовить здоровых, физически и морально устойчивых.
–        О чем мечтаете?
–        Чтоб побольше было здоровья, и продолжать любимое дело, которому я посвятил всю жизнь.
–        Не слишком ли много волейбола в жизни Александра Степановича?
–        Если бы я не жил в периферийном городе, а где-нибудь в центре, то мог бы себе позволить чаще ходить в театр, на концерты. Здесь мы все-таки больше времени посвящаем работе. При желании можно разнообразить досуг, но у нас, тренеров, такая система работы, ничего не поделаешь. Тем не менее, удается вырваться на концерт. Недавно побывал на «Тодесе» Аллы Духовой. Эстрада меня больше нравится, чем театр, прежде всего, своим развитием. Среди музыкальных пристрастий – аккордеонист Валерий Кофтун. У меня очень много его записей.
–        В отпуске вы чем занимаетесь?
Сейчас такой возраст, что отпуск провожу в каком-нибудь санатории. Два года подряд езжу в Ессентуки, там, как правило, нахожусь месяц. Второй месяц – с командой на сборах. Вот и весь отпуск.
Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ