Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Александр Лебзяк: Перспективы есть!

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Александр Лебзяк относительно недавно покинул большой спорт и с января 2005 года является наставником сборной. Главная головная боль Александра Борисовича – российская дружина, те самые парни, с которыми ему в новом своем качестве предстоит ковать славу российского спорта.
Ситуация в сборной, по признанию тренера, далека от совершенства: 
- К сожалению, сегодня во многих весовых категориях велик разрыв в классе мастерства между первым и последующими номерами. Исключение - вес до 64кг, где боксируют Комиссаров, Ковалев и Леонов. До 81кг и до 60кг еще более-менее радуют. Но в остальных категориях меня ситуация не устраивает: очень уж маленькая у нас скамейка запасных. У кубинцев длиннее. Взять тех же супертяжей, - вот есть у нас Ислам Тимурзиев, - сильнее всех и выше всех на три головы, а дальше-то никого.
- Насколько сильно изменился бокс по сравнению  тем временем, когда вы были действующим спортсменом?
- Я боксировал еще в СССР, и должен отметить, что уровень бокса в мире вообще упал. Он изменился, стал другим, и хотим мы того, или нет – нам надо с этим считаться. Кубинцы подстроились быстрее. А мы долго раскачиваемся – никак не можем отвыкнуть от трех раундов по три минуты, а бокс стал динамичным, быстрым. Поэтому мы сейчас кардинально меняем подготовку, так как работать надо в очень высоком темпе с первого раунда до последнего. Как показал минувший Кубок мира, не смотря на победу, нам еще есть, над чем работать.
- Среди участников соревнований очень много представителей южных районов, выступающих за другие города и регионы, это нормальная ситуация?
- Юг, Урал и Сибирь на сегодняшний день основные поставщики  боксеров в сборную страны. И, если в других регионах, в отличие от родного, есть возможность обеспечить спортсмену нормальные проживание, питание, учебу, - это хорошо. У нас с другим проблема – с так называемым параллельным зачетом. Когда заработанные спортсменом результаты причисляются одновременно и родному региону, и тому, который кормит. Федерация бокса в данный момент решает, отменить ли эту практику. Лично я считаю, что с этой тенденцией  бороться не надо. Если есть, кому поддержать и развить талант, зачем мешать? Беспокоит другое: хочется спросить регионы, который принимает спортсменов – а где же ваши ваши спортсмены?
Я понимаю, это все финансы. За 10 лет мы «убили» страну в плане спорта. Боксеры, к примеру, сегодня получают зарплату тысячу – полторы долларов в месяц максимум. Это чемпионы международных стартов, а остальные – еще меньше. И они в лучшем случае уходят в профессионалы. За победу на Кубке мира, к примеру, сборники получат по 4 тысячи. Наша федерация пытается решить проблему, но без помощи государства  ничего не сделать.
Да, у нас есть футбол, хоккей, баскетбол и теннис. Кубок УЕФА и салатница – это очень приятно, я сам болею, переживаю, и очень рад этому. Но хочу, чтобы не забывали и про других. Ведь там, где в футболе одна медаль, в боксе – 11! Нам не нужны те деньги, которые получают хоккеисты, но считаю, что наши мальчики, особенно чемпионы, должны получать нормально - тысяч 5-10 долларов не меньше в месяц. Только после этого можно требовать результат.
- Перспективы есть, что все наладится, и ваши предположения станут реальностью?
- Перспективы есть, на сегодняшний день увеличился объем финансирования по линии Госкомспорта и Олимпийского комитета - нам на соревнования, на сборы. Мы сможем гораздо больше привлекать спортсменов из регионов. Это важно, ведь не все так уверенно стоят на ногах, как Челябинск и Магнитогорск, имеющие возможность отправлять спортсменов за свой счет.  А ведь настоящий рост только на сборах происходит, где всегда есть более сильные соперники. 
- А за счет чего так уверенно на мировом ринге держаться кубинцы, более 20 лет сохраняющие гегемонию в боксе?
- Я считаю, что у них очень развит патриотизм, такой, какой был у нас в СССР, и который приносил вполне ощутимые дивиденды в виде медалей. Это сейчас у нас «ничего личного – чистый бизнес», и спортсмены не стесняются спрашивать, сколько им заплатят за то, что они поиграют за страну, которая их воспитала. Мне с такими людьми не интересно и не по пути.
- Вы первый раз посещаете чемпионат страны в качестве тренера, до этого все больше спортсменом. Отличается восприятие действительности?
- Конечно, и очень сильно. Будучи спортсменом, я отвечал только за себя, в большей степени. Нет, и за команду, конечно, тоже, но опосредовано, все-таки все мысли были сосредоточены на себе и своих боях. Сейчас я переживаю гораздо больше, тем более, что многие буквально выросли на моих глазах в настоящих, серьезных спортсменов. Сейчас им по 22-23 года, а я вспоминаю их 18-летними пацанами, переживаю, болею, и седин прибавляется от волнений за них больше.
Я считаю, что тренерская работа – очень тяжелая, и очень неблагодарная сегодня. Она оплачивается несоразмерно личностным ресурсам, которые расходуют эти самоотверженные люди. У них ведь по две семьи у каждого – основная: дети, супруга, родители, и еще одна – воспитанники. Потому, что у нормального тренера работа не ограничивается развитием и передачей спортивных навыков.  Главная наша задача – воспитать их людьми с большой буквы, достойными гражданами нашего Отечества.  И пусть парень не добьется каких-то великих результатов, как я, а выполнит там простого мастера спорта, да? - тогда к моменту, когда он начнет свою взрослую, самостоятельную  жизнь, он будет знать, чего он от нее хочет. И станет нормальным полноценным человеком.  
- А как вы в своих подопечных воспитываете эту сознательность?
- Мои все все знают сами, ну, и говорим тоже. У нас в сборной во время тренировок очень много патриотических песен звучит в зале – и «День Победы», и «Марш Славянки». Есть, конечно, и музыка их поколения, но в целом разминочный репертуар состоит из песен советской эпохи (современные композиторы ничего патриотического не создают).
- Напрашивается неоригинальный вопрос: если сравнивать ваше поколение боксеров, и молодежь, чем они отличаются?
- (тянет с ответом, опасаясь показаться слишком резким) Ну-у-у…, хотя, конечно, есть и среди молодежи достойные ребята…
- То есть, сравнение не в нашу пользу?
- (Неохотно) Ну, да, наверное, все-таки мы были чуть поразумнее, и, все-таки, здоровее были. Все-таки у нас школа была другая. Но это не они виноваты.
- А по отношению к жизни?
- Многие не знают, что они хотят. За исключением, конечно, тех, кто в сборной, те как раз таки очень хорошо себе представляют. А если брать в целом, то да – они многие не знают вообще, чем заниматься – то ли продолжать боксировать, то ли еще куда податься. Да, чуть не забыл, - одного они все хотят точно – денег. А как их заработать? Выигрыть мир, Европу, Олимпиаду, или уходить на тренерскую работу, как я - работать, одним словом. Олег Саитов у нас, к примеру, стал председателем спорткомитета Самары, и многие мои друзья стали серьезными чиновниками. Я им говорю иногда: «Ребят, только не становитесь чиновниками на самом деле, все-таки вы в первую очередь спортсмены, и должны  помогать спорту. Если не вы, то кто?
- А сами не думали пойти во власть? Многие вопросы бы гораздо легче решались…
- Соблазн есть, и очень высокий, но я пока справляюсь. Да, у нас есть проблемы, а у меня есть свое «я», и понятно, что где-то там чиновники наши интересы притесняют, но иногда лучше сделать шаг назад. А потом два шага вперед, как в боксе – дернул, сделал шаг назад, и пошла атака. Все гениальное просто.

Источник: MagSport.RU
Автор: Ольга ПЛАТОНОВА