Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Александр Лебзяк: В России очень мало народных тренеров

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Наша беседа с главным тренером национальной сборной России по боксу Александром ЛЕБЗЯКОМ состоялась в самом начале чемпионата страны. Договориться о ней с прославленным мастером было несложно. Еще в период подготовки пресс-центра к работе Александр Борисович был одним из первых, кто посетил его, дабы узнать, как дела у прессы, и каков её настрой на это крупное мероприятие. А уже спустя сутки в окружении множества журналистов и фоторепортеров он безукоризненно отвечал на вопросы любой сложности, оставив о себе впечатление открытого и добродушного человека.
Наша справка:
ЛЕБЗЯК Александр Борисович. Родился в Донецке 15 апреля 1969 года. Попав в группу Заслуженного тренера России Рыжикова Геннадия Михайловича, он связал накрепко свою жизнь с боксом. Чемпион СССР (1990г.), финалист чемпионата мира (1991г.), финалист и призер чемпионата Европы (1993 и 1996 гг.), чемпион мира (1997 г.), шестикратный чемпион России, четырехкратный чемпион мира среди военнослужащих, чемпион Европы (1998, 2000 гг.), дважды призер Игр Доброй Воли, чемпион Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.) – послужной список говорит сам за себя. С января 2005 года Александр Борисович Лебзяк занимает пост главного тренера сборной России по боксу.
 
–        Александр Борисович, начался новый цикл подготовки к Олимпийским играм 2008 года. Чемпионат России в Магнитогорске – это, пожалуй, первый турнир, где можно проверить в деле все самые лучшие силы, на которые будет сделана ставка на ближайшие четыре года. Что вы ожидаете от этого чемпионата?
–        Я могу сказать, что на этом чемпионате не участвовали первые номера, но его зрелищность от этого не уменьшилась. Посмотрим, кто на сегодняшний день вторые и третьи номера сборной. Кто выиграет здесь, тот в стыковых боях будет встречаться с первыми номерами и завоевывать право на участие в чемпионате мира. Думаю, к Олимпийским играм сборная изменится процентов на 30-40. На сегодняшний день не все весовые категории меня устраивают.
–        Насколько велик запас прочности у первых номеров сборной по сравнению с теми, кто стремится стать первым?
–        На самом деле, в некоторых весовых категориях вторых номеров вообще нет. Это меня очень огорчает и очень волнует. Есть первый номер, но конкурентов ему не видно. А в некоторых весах, например до 64 кг, великолепные бойцы – Комиссаров, Ковалев, Леонов, поэтому в этой категории бойня будет очень серьезная. Но в целом меня ситуация не устраивает. В сборной очень маленькая скамейка запасных, у кубинцев она гораздо длиннее.
–        С тех пор, как вы завершили карьеру спортсмена, уровень российского бокса и, как следствие, конкуренция за место в сборной возросла?
–        Я боксировал ещё во время Советского Союза, выигрывал соревнования и этого ранга. Уровень бокса в мире упал. Бокс изменился, он стал другим, поэтому хотим мы этого или не хотим – надо воспринимать его таким, какой он есть. Кубинцы молодцы, подстроились под этот бокс, мы же ещё не можем под него подстроиться, все-таки привыкли  к трем раундам по три минуты. Раскачиваемся долго. Бокс стал более быстрый, динамичный, эти маски, перчатки, и двадцать очков разницы, после чего поединок прекращается ввиду явного преимущества. Однако хоть в сто очков веди, один пропущенный удар - и бой закончится. Поэтому сейчас кардинально меняем подготовку, наши спортсмены должны работать на ринге с первой и до последней секунды в очень высоком темпе. В этой связи Кубок мира показал, что нам ещё много над чем надо работать.
–        Очень много представителей южного региона участвуют в этом чемпионате, причем некоторые из них выступают за Москву, другие города. На ваш взгляд, это нормально?
–        Считаю, это нормальная ситуация, если у тех регионов есть возможность подтянуть хорошего мальчика, обеспечив ему проживание, учебу. В некоторых регионах нет такой возможности, а спортсмен хороший. Поэтому и существует такая тенденция, как параллельный зачет. Но насколько я знаю, сейчас в планах федерации бокса отмена этой системы. Я считаю, что нельзя его отменять, но это лишь мое мнение. Если есть другой регион, который может потянуть на себе кого-то со стороны, почему бы и нет? Но в то же время меня беспокоит тот регион, который принял этого мальчика. А где же ваши мальчики? За 10 лет мы убили страну в плане спорта, еле-еле выживали. Это касается всего отечественного спорта. Сейчас высококлассные российские боксеры получают тысячу – полторы тысячи долларов в месяц. Это действительно плохо. У нас нет системы, федерация бокса решает проблему, но без помощи государства ничего не будет.
–        Вы, как тренер сборной России, ощущаете на себе, что бокс в нашей стране – национальный вид спорта?
–        Знаете, я это ощущаю, но государство этого не ощущает. Это сугубо личное мнение. Да, у нас есть футбол, хоккей, баскетбол, теннис. Мы выиграли Кубок Дэвиса, Кубок УЕФА, это очень престижные трофеи, я болел за наших спортсменов в финалах, переживал. Но есть ещё бокс, в котором команда может завоевать золотые медали сразу в одиннадцати весовых категориях. Нам не нужны те деньги, что получают хоккеисты и футболисты. Между прочим, я сам неплохо играю в хоккей, уже более 12 лет. Также занимаюсь парашютным спортом, люблю автогонки, лично участвую. Но я считаю, что наши выдающиеся чемпионы по боксу обязаны получать в месяц от пяти до десяти тысяч долларов. Вот тогда с них и можно будет требовать нам, тренерам, какого-то результата. Дайте нам тот минимум, от которого мы бы могли оттолкнуться.
–        В настоящий период перспективы для этого есть?
–        Конечно. На сегодняшний день увеличился финансовый объем по линии Госкомспорта, Олимпийского комитета. Многие регионы, как, например, Челябинская область очень хорошо стоят на ногах. Иногда перспективные ребята не всегда пробиваются в основной состав, тогда мне звонят и спрашивают, можно ли нашего воспитанника послать за свой счет на сборы? Почему нет? Безусловно, можно. Я только рад этому, потому что именно на сборах спортсмены сильно вырастают, а на местах они варятся в собственном соку, и не имеют выхода. Между тем, на сборах представлен Кавказ, Московская область, Сибирь – вся Россия.     
–        Какие регионы основные поставщики молодых талантов в национальную сборную?
–        Это Юг, Урал и Сибирь. Да, есть Москва, Московская область, но те регионы действительно поставляют больше всех боксеров в национальную сборную.
–        А с чем на ваш взгляд связаны успехи кубинской сборной на протяжении уже более двух десятков лет?
–        Кубинцы громко заявили о себе в 1972 году. Я считаю, у них все-таки очень развит патриотизм, как было у нас в Советском Союзе, из-за чего, к примеру, мы были лучшими долгие годы в хоккее. Сейчас же – ничего личного, чистый бизнес, когда игрок спрашивает: «А сколько вы мне заплатите, чтобы я сыграл за свою страну?» Мне с такими людьми неинтересно, и не по пути. Все-таки мы утратили патриотизм, и у нас много заслуженных тренеров России и очень мало народных тренеров. Знаете, как у артистов: одни заслуженные, другие – народные. Когда-то известные тренеры сами выезжали в глубинку в поисках талантов, но теперь для этого нужны деньги. Мы ездим, смотрим, но недостаточно.
–        Как вы относитесь к женскому боксу?
–        Я очень отрицательно отношусь к женскому боксу, но… Думаю, в ближайшее время женский бокс будет включен в Олимпийскую программу. И даже когда наши девчонки надевают маски и перчатки, они все равно остаются самыми красивыми на самом деле. Но, это, во-первых, минус нам. Я считаю, женщины должны заниматься фитнесом, аэробикой, гимнастикой, но не боксом. Однако если мы это позволили, что ж, давайте пожимать плоды того, что есть. Теперь поздно что-либо изменить, это минус нам, мужчинам, что мы допустили такую возможность, чтобы женщина брала в руки молоток, сама забивала гвозди, укладывала рельсы и так далее. Впрочем, раньше женщины хотели иметь равный с мужчинами статус, вот мы и сравнялись. На самом деле девчонки рвутся, я был много раз на соревнованиях по женскому боксу, и могу сказать, что с такими девчонками я бы в разведку пошел.
–        Давайте вернемся к мужчинам. Чемпионат мира в Китае состоится в начале ноября этого года. Не рано ли первые номера сборной страны были отстранены от участия в чемпионате России?
–        Не рано. Они тренируются, после чемпионата России у них начинаются сборы. Во-первых, они прошли Кубок мира. Вы не видели эмоции ребят, на том турнире они получили серьезную нагрузку, у некоторых было даже подозрение на инсульт. Перед командой была поставлена задача – умереть, но выиграть Кубок мира. Кстати, каждый из чемпионов за эту победу получит около четырех тысяч долларов. Эти гонорары установила АИБА. Поэтому ребята получили очень серьезную нагрузку и нуждались в отдыхе. Но они не просто отдыхают, гуляют, а тренируются – играют в футбол, вскоре оправятся на море, где наберутся йода, подкачаются физически, а потом пойдет нагрузка. А тот, кто выиграет чемпионат России, будет в стыковых встречах участвовать с первыми номерами национальной сборной.
–        Вы говорили о том, что играете в хоккей, любите автогонки…
–        Хотите меня проверить? Для улицы я готов. Тем более при мне «мой друг», который почти всегда со мной, но сегодня я его не взял. У меня именное огнестрельное оружие от министра обороны Сергея Иванова. Я на самом деле люблю хвастаться, но это моё, я же не украл его у кого-то. Понятно, что я не профессиональный стрелок, но пускай оно будет, ведь руки иногда надо тоже пожалеть.
–        Именное оружие наверняка вам очень дорого?
–        На сегодняшний день по линии министерства обороны это самая высокая награда. Для сухопутчиков – оружие, а для моряков – кортик. В 2003 году мы выиграли третьи всемирные военные игры по линии армии. В очень жесткой борьбе завоевали шесть золотых и четыре серебряных медали. Проигрывали китайцам четыре медали по всем видам спорта, в программе соревнований оставался только бокс и если бы мы завоевывали четыре золотые медали, то сравнивались с китайцами, но из-за большего количества «серебра» и «бронзы» выходили на первое место. Мы не могли себе позволить, чтобы сравняться, на одну медальку надо было опередить. В итоге завоевали шесть золотых медалей! Кто-то в благодарность за это получил новое воинское звание, кто-то орден, а мне подарили именное оружие от министра обороны. Я имею пять государственных наград: Орден «Почета», Орден «За заслуги перед Отечеством» VI степени, медаль Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, и две медали.       
–        Вы ожидали какие-то сюрпризы от этого чемпионата?
–        Я знаю, кто что из себя представляет. Хотя сюрпризы уже есть. Они заключаются в недоработке тренеров и спортсменов. Кажется, дома многие ничего не делают. Понимаю, есть бары, рестораны, семейная жизнь, другого рода проблемы, а мы для чего тогда? Давайте выходить на губернаторов, на мэров. Ребята должны быть защищены финансово, потому что у многих семьи. В некоторых регионах с губернаторами великолепные отношения, там полностью ребята защищены. А некоторые ребята, выезжая на сборы и соревнования, думают о насущном, например, о том, как бы не выгнали со съемной квартиры. Эти мысли отвлекают, а когда ты думаешь только о работе, то и результат придет. Я многим ребятам говорю, что рестораны и девчонки никуда не денутся, пока земля крутится. А вот когда вы в тот же ресторан придете в ранге Олимпийского чемпионата – это уже другое.      
–        Каким весовым категориям на этом чемпионате вы уделяете свое особое внимание?
–        До 60, до 64, до 81 килограммов. Мне очень больно говорить, что в некоторых весах нет конкурентов нашим сборникам. В супертяжелом весе Исламу Тимурзиеву нет конкурентов – он лучший, а позади не вижу никого. То же самое в весовой категории до 51 кг. Чтобы ни говорили про то, что наша молодежь очень хорошая, у меня другое мнение. Я думаю, процентов двадцать – нормальная, а остальные восемьдесят – всё… В наркотиках есть два выхода: или тюрьма, или смерть. А спорт, пускай это будет бокс, хоккей, футбол – значения не имеет, это: во-первых, здоровый образ жизни, во-вторых, - путешествие, в-третьих, - возможность посмотреть мир, узнать культуру других стран, встретить новых друзей. Благодаря спорту расширяется кругозор. Если взять Москву и Питер – там спорт менее популярен, в основном это Сибирь, Урал, Юг России. Поэтому очень больно смотреть на то, что тебя окружает на самом деле.       
–        Каким вам показался Магнитогорск и, в частности, организация этих соревнований?
–        Мне он понравился, очень уютный город с множеством спортивных сооружений. Понятно, что Магнитка – город миниатюрный, но в нем есть, куда пойти. Видел много детей. Причем, идет папа или мама с дочкой или сыном, мама следит за дочкой, а папа в это время пьет пивко у небольшого бара. Это, поверьте, нормально. Что касается организации, могут сказать, что здесь работают профессионалы – люди, которые знают, чего они хотят, знают свое дело. Мне очень приятно работать с такими людьми.
–        Все-таки кем лучше быть: спортсменом или тренером?

Спортсменом проще, потому что он отвечает только за себя. Многие ребята, что сейчас в сборной, которой я руковожу, знакомы мне очень хорошо. Некоторые из них выросли на моих глазах, другие успели против меня выходить на ринг, это было в тот период, когда моя карьера завершалась. Теперь они подросли, конечно, за них переживаю, болею, и от этого прибавляется ещё больше седин. Считаю, тренерская работа тяжелая и неблагодарная, но у нас хорошие тренеры. Почему неблагодарная? Потому что оплачивается не так, как должна. У наставника всегда две семьи – та, что ждет его дома, и та, что на работе. Мы, конечно, можем из ребят вылепить выдающихся боксеров, но вопрос в другом: какими они станут людьми, гражданами нашего Отечества. Поэтому на тренировках обычно звучат песни Советской эпохи – «День Победы», «Прощание Славянки». К сожалению, наше поколение было чуть разумнее и физически здоровее, а современное поколение не знает, чего оно хочет. Тот, кто в сборной, конечно, представляет себе, для чего он пашет, но если брать в целом, то они многого не понимают. Я знаю, что они хотят денег, а как их заработать – это непростой вопрос. Многие мои друзья из разных видов спорта после завершения спортивной карьеры стали чиновниками. Я их попросил лишь об одном – не быть чиновниками на самом деле, а оставаться, в первую очередь, спортсменами.

P.S.: Александр Лебзяк – спортивный человек, об этом говорит и его стиль одежды   «Мне нравится спортивный стиль, - подчеркивает Лебзяк. - К деловому костюму обычно надеваю темную водолазку. В галстуке ощущаю сразу какую-то скованность, поэтому и не люблю галстуки. Пользуюсь известными фирмами: “Boss”, “Gianfranko Ferre” и “Valentino». Вот я надеваю брюки от “Boss”  и они как влитые, ни подшивать ничего не нужно, ни укорачивать.  Из парфюмерии предпочитаю Paco Rabanne, “Valentino”, “Hugo Boss” и Chanel Egoist Platinum. Что касается отдыха, то официально за всю свою жизнь я отдыхал всего два раза. В 1997 году ездил с семьей в Болгарию, и в 2003 мы поехали в Египет. Хотелось отдохнуть, позагорать. Для меня самым важным было солнце и пляж, а там море идеальное. Чистое, красочное…. Даже дайвингом занялся. Красиво, рыбки всякие плавают, даже мурену видел».
Очень хочется надеяться, что вскоре в таких восторженных тонах заговорят и о сборной России по боксу, руководимой Лебзяком. А отдохнуть тренер национальной команды ещё успеет, но, видимо, только после того, как выполнит свою главную миссию ближайшего четырехлетия. Впрочем, как известно, отдыхать можно даже на работе. Но это бывает лишь в одном случае – если любимое дело доставляет удовольствие. Похоже, у Лебзяка с этим пока всё в порядке. 

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: А.Быков