Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Валерий Козлов: Не путайте бокс с фехтованием

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
На этой неделе в Магнитогорске состоится необычный турнир по боксу, приуроченный памяти Виктора Терехина – друга и соратника Валерия КОЗЛОВА, чье имя широко известно в мире отечественного бокса. Турнир этот примечателен тем, что проводится для юных боксеров в канун Нового года. Для них это двойной праздник – возможность преподнести подарок самим себе, выиграв соревнования в честных боях, а также получить его от родителей. Неизменным организатором этих соревнований как раз и является Валерий Козлов, которому самому есть что рассказать молодежи, вспомнить былое время, своих воспитанников.

Наша справка:
КОЗЛОВ Валерий Иванович. Родился 13 апреля 1947 года в Москве. Заслуженный работник физической культуры России. Боксом увлекся в 1962 году, воспитанник свердловской школы (первый тренер Виталий Гребняк). Образование высшее: в 1972 году окончил педагогический факультет омского института физкультуры. В Магнитогорске с 1972 года. Работал старшим преподавателем на кафедре физвоспитания горно-металлургического института. С 1978 года – тренер ДСО «Труд» треста «Магнитострой». С 1997 года – зам. директора МУ «Ринг Магнитки». Вице-президент федерации бокса Магнитогорска. Организатор семи всесоюзных турниров первостроителей Магнитки, а также традиционных мемориалов памяти Виктора Терехина.

–        Валерий Иванович, вы помните тот день, когда впервые надели боксерские перчатки?
–        Конечно, помню. Мне было 15 лет, я пришел в секцию «Динамо» города Свердловска к тренеру Виталию Гребняку. Начал там заниматься.
–        Так поздно пришли в секцию! Как же вы до этого досуг проводили?
–        По-разному (смеется). Немного играл в баскетбол, бегал. Постоянно занимался физической культурой.
–        Но что-то побудило прийти именно в секцию бокса?
–        Было стремление к единоборствам. Долгое время родители не разрешали заниматься боксом, я их обманывал, некоторое время говорил, что хожу в легкую атлетику. Потом уже, когда начал участвовать в соревнованиях, тайна раскрылась. Мне пришлось сказать правду, когда под глазом появился синяк. Несмотря на то, что мне было 15 лет, боксом пришел заниматься серьезно. В то время, в 60-е годы, такого не было, чтобы в бокс приходили с малого возраста. Набор делали с 12-13 лет. Это сейчас спорт омолодился, поэтому ребята приходят с 9-10 лет.
–        Но вам-то, тогда ещё переростку, комфортно ли было с 12-летними новичками?
–        Тренировались нормально, в том числе со старшими ребятами. В то времени специальной градации по возрастам на тренировках не было. Рядом с взрослыми боксерами занимались юноши и молодежь.       
–        Вашему поколению повезло оттого, что секции были бесплатными…
–        Да. Но в то время было трудно попасть в секции бокса, самбо. Был большой наплыв ребят, и те, кто занимался, был в почете. На улицах заглядывались на подтянутых парней с чемоданчиком в руке. В ту пору были  в моде небольшие чемоданчики, где форма укладывалась в стопочку, отглаженная. А тренер смотрел, есть ли на трусах стрелка, выглажена ли майка, постираны ли бинты.
–        Но вы не коренной магнитогорец?
–        Родился в Москве, в семье военнослужащего. Часто разъезжали по стране. Судьба отправляла нас и на Дальний Восток, в Молдавию, пока после последнего местоположения – острова Сахалин переехали в Свердловск. Там я начал заниматься боксом и достиг определенных успехов. Потом поступил в омский институт физкультуры. Но не сразу. До этого не прошел по конкурсу в свердловский медицинский институт. Хотел стать спортивным врачом. Учился в омском институте физкультуры четыре года, после чего меня пригласил в Магнитогорск Виктор Яковлевич Терехин – старший преподаватель кафедры физвоспитания пригласил нас  с товарищем работать в горный институт. Мы были здесь в гостях у друга, зашли сюда на кафедру, а Виктор Яковлевич нас знал раньше по соревнованиям и сделал предложение. Мы как раз заканчивали институт, и приехали с товарищем сюда работать. Проработал на кафедры семь лет от ассистента до старшего преподавателя, был замдекана стройфака по физвоспитанию. В этот период  в институте был бум бокса. Проводили первенство института, бокс был очень популярен, участвовало много ребят. Были группы, в которых тренировались студенты. Из этих ребят отбирались те, кто мог дополнительно продолжать занятия боксом. Кроме того, при институте работала спортивная секция.
–        Что чаще всего вспоминается из того времени? Например, какие призы вручались победителям первенства города?
–        Таких громких призов, которыми мы сейчас награждаем ребят, не было. В основном дело заканчивалось грамотой. Но популярность бокса была большая. Помню, в Свердловске проходили призы центрального парка, соревнования в цирке. Выбирались необычные места. Приток зрителей был большой. Медали, грамоты морально устраивали ребят. Было очень престижно получать эти награды.
–        Самый памятный приз, который вы получили как спортсмен, помните?
–        Занял третье место на ЦС «Труд», и за это получил медаль и грамоту. Вручались дополнительные подарки от коллективов.
–        Кто был тогда кумиром мальчишек? Наверное, Юрий Гагарин?
–        Гагарин, конечно, был кумиром. Но и те, кто занимался боксом, не забудет Валерия Попенченко, который принес олимпийскую медаль в Токио. Это был техничный боксер, который многие бои заканчивал ввиду явного преимущества. Кумиром был и Виктор Агеев – чемпион Европы. Олимпийский чемпион Олег Григорьев, технарь, на которого было приятно смотреть, когда он проводил бои. В 60-е годы на международном ринге блистала целая плеяда наших боксеров.
–        Как в семье военного сыну запрещалось заниматься боксом?
–        Мама больше была против.
–        Хотела, чтобы вы стали врачом?
–        Нет, это было мое желание. Хотел стать спортивным врачом, но в свердловский медицинский институт был серьезный конкурс. Профессия врача была очень популярной, и я не прошел по конкурсу. Пришлось пару лет поработать слесарем механосборочных работ. Работал на военном заводе два года, но затем списался с омским институтом физкультуры, туда пригласили меня на сдачу экзаменов. Сдал все нормативы, ОФП, бокс, остальные предметы и был зачислен на кафедру бокса и фехтования.
–        Кроме бокса, о чем тогда ещё серьезно мечтали?
–        Тяготило к медицине. Освоил профессию массажиста. Интересовали народные средства лечения. Поскольку судьба так сложилась, процесс воспитания ребят и тренировочный процесс увлекли, став делом всей жизни.
–        Как считаете, оказаться  в профессиональном боксе вам помог случай?
–        Планировал связать себя со спортом, именно с боксом, но в качестве врача. Тогда живой пример был Аркадий Воробьев, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике. Он окончил свердловский медицинский институт, оставался хорошим врачом. Его карьера была для меня примером. Если бы ни врач, ни тренер, был бы в рабочей среде. В том направлении неплохо пошло, меня стали подтягивать в комсомол. Работал на военном заводе, где шла правильная подборка кадров. 
–        Жить с комсомолом было хорошо?
–        Да, конечно. Пионерская и комсомольская организации дисциплинировали молодежь, подталкивали к жизненным целям и ценностям. Определялись моральные устои, отношения к старшим. Эти вещи сейчас утеряны с отсутствием этих организации, которые дисциплинировали молодежь. Необходимость в них была, и в наши дни не помешала бы.   
–        Вы помните всех своих воспитанников?
–        Помню многих, тех, которые оставили след. У меня выросло пять мастеров спорта, свыше тридцати перворазрядников и кандидатов в мастера спорта.
–        Победа кого из них остается самой большой для вас, как тренера?
–        Успех моего первого воспитанника, ставшего мастером спорта, Леонида Крылова. Он стал первым мастером спорта треста «Магнитострой», выиграл первенство ЦС «Труд», был четвертым в команде на Кубке СССР, призером первенства России. Другой воспитанник, Андрей Серов, стал призером молодежного первенства страны и чемпионом открытого первенства Латвии. Отмечу Сергея Свистунова, он сейчас работает одним из руководителей аквапарка, - сильный кандидат в мастера спорта. Яна Токарека, добившегося больших успехов в бизнесе. Олег Ширяев, - начальник сортопрокатного цеха ММК. Мастер спорта Ренат Ахметвалеев, - майор милиции в Сибае. Несколько ребят работают тренерами (мастер спорта СССР Александр Полунин и Евгений Комаров), есть один воспитанник – Сергей Собинов – тренер профессиональных боксеров в Миассе. Там же Фатих Мамлеев, - председатель федерации бокса Миасса. Игорь Лунев дорос до звания мастера спорта, сейчас он мастер участка «Теплофикации» Магнитогорска. Камиль Гизаткуллов – спортивный врач, работающий в ханты-манскийском округе. Адиль Хайбулов, победитель молодежного первенства ВЦС «Труд», призер ВЦСПС среди молодежи, ныне работает мастером на ММК.
–        Вы, наверное, с ними весь СССР объездили?
–        С дальнего востока по юг. Были в Керчи, Сочи. Только пять раз боксировали в Риге, выступали в Вильнюсе, Москве, Ленинграде, Свердловске, Омске, Кишиневе, Фрунзе.  
–        А где был наиболее теплый, незабываемый прием?
–        Хорошо принимали в Риге, где сейчас работает мой воспитанник Гдалий Стародовский, который занимается недвижимостью. Когда мы участвовали в открытом чемпионате Латвии, двое моих боксеров попали в финал – Константин Лунев и Андрей Серов. Андрею, кроме чемпионского титула, вручили приз за лучшую технику. Нам показали единственный в Европе частный музей бокса, его хозяином был судья всесоюзной категории Ильгонис Унстинш. Это был довольно-таки теплый прием, который запомнился. Такие города, как Омск, Свердловск стали родными, когда в одном жил, в другом учился.
–        Случались ли такие поездки, после которых хотелось бы всё к черту бросить?
–        Бокс – это наркотик. Затравка работой, когда вкладываешь, вкладываешь, ученика доводишь, доводишь, и бац, он начинает выкаблучиваться. Это не нравилось. Переход во взрослый бокс – это женитьба, другие увлечение, после чего спортсмен уходит от тренера. Конечно, в таких случаях опускались руки, но все равно появлялась новая звездочка. Обидно, один из первых моих воспитанников, победитель ЦС ДСО «Труд» Рамиль Давлетшин, добившийся хороших результатов прекратил занятия боксом из-за того, что у него начало падать зрение. Пришлось нам перейти на обычные занятия, прекратить участвовать в соревнованиях.
–        Но если приходили к вам, то железно становились боксерами?
–        Мы с ними работали над этим. Каждое лето выезжали в спортивные лагеря. Охватывали новые кварталы, где организовали клуб «Золотая перчатка». Почти два года боролись за здание, в котором была кулинария, и мы её путем статей в «Магнитогорском рабочем», проведением на открытом воздухе показательных боев отвоевали эту кулинарию. Сами потом крушили стены, построили зал, где проводились тренировки мною и Александром Полуниным.
–        Неужели та кулинария чем-то сильно помешала?
–        Нам нужно было место для того, чтобы охватить как можно больше ребят с новых кварталов. Тогда на самом деле была проблема найти похожее здание. Два года боролись, собирали подписи с жильцов. Александр Морфицин – председатель ДСО «Труд» треста «Магнитострой» тоже активно участвовал в борьбе за это правое дело.
–        Правда ли, что Сергей Писаренко тоже занимался боксом?
–        Да, это правда. Он всегда был заводилой, любил петь песни, любил судить. Среди ребят был популярен, как боксер был неплохой. Но пересилило новое увлечение – КВН, где он добился хороших успехов. Помогает нам. Например, год назад в одной из школ проводили агитацию занятий боксом. Сергей приезжал, помогла, рассказывал о своих успехах, увлечением. Он занимался боксом четыре года. Выигрывал первенство города.
–        Вам нравится современный бокс?
–        По прошедшей Олимпиаде – не очень. Нельзя заканчивать бой ввиду явного преимущества по очкам, потому что это не дает истинного соотношения сил на ринге. Бокс выхолащивается из-за отсутствия сильного удара. Перчатки, которые заменили, не дают возможности из-за положения кулака нанести хороший удар. Теряется красота, логическое завершение поединка. А то, что бой заканчивается досрочно из-за 20-очковой разницы – это, считаю, нонсенс. Боксер должен выступать до конца. Ведь иногда в последнем раунде можно нанести хороший удар и оказаться на вершине славы. Бокс нельзя путать с фехтованием.
–        Эталон боксера существует конкретно для вас?
–        Нравится олимпийский чемпион Матвей Коробов, - стабильный, техничный боксер, у которого есть, чему поучиться. Из тех времен выделю Олега Григорьева, Валерия Попенченко. Естественно, Мухаммед Али, - эталон техники, умевший боксировать на всех дистанциях, чуткий боксер. Неплох был Теофило Стивенсон.
–        Какой  у вас любимый вид отдыха?
–        Побродить по лесу, посидеть на берегу озера, реки в спокойной обстановке. Если есть возможность, поиграть в футбол на природе. Иногда люблю кататься на конках на открытом воздухе – это для меня разрядка.
–        Серьезно?
–        Да, я хорошо катаюсь. В свое время в Омске, когда подрабатывал студентом, был призером в соревнованиях по конькам среди пожарных команд. Со мной состязались студенты института физкультуры, но в тот раз в их числе не было конькобежцев. А вот лыжникам соревнования по лыжным гонкам проиграл вчистую, но необычным – мастерам спорта. Люблю активный отдых, собирать грибы, рыбачить.
–        Согласитесь, мужчина ведь должен уметь готовить, и в прямом смысле слова добывать пишу, например, охотиться?
–        В своей жизни охотился лишь раз. Правда, неудачно. Пригласили на охоту ребята-афганцы, своего трофея добыть не смог. Я никого не подстрелил. Потом как-то не получалось поохотиться.
–        У вас есть мечта, которая обязательно должна сбыться?
–        Мечта любого тренера – воспитать чемпиона, не важно страны, Европы, мира, олимпийских игр. Чтобы дома всё было нормально. Сын заканчивает институт, желаю ему приобрести профессию, определиться в жизни. Хочу, чтобы внуки росли здоровыми. Один внук в этом году школу заканчивает, а младшему всего четыре года, ему надо расти.                  

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ