Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Сергей Сизов: Бросил всё ради каратэ

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Не так давно наш город с официальным визитом посетил один сильнейших мастеров каратэ-шатокан, обладатель черного пояса V Дана Сергей СИЗОВ, который на базе Ассоциации восточных единоборств (АВЕ) в течение нескольких дней проводил семинар для магнитогорских спортсменов. Мы, конечно же, не упустили такой возможности и поговорили с гостем из Санкт-Петербурга более основательно.

Наша справка:
СИЗОВ Сергей Викторович. V Дан каратэ-шатокан. Родился 5 декабря 1956 года в Санкт-Петербурге. Неоднократный победитель и призер чемпионатов СССР. Чемпион мира 2003 года, серебряный призер чемпионата мира 2001 года, серебряный призер чемпионата Европы 1998 года среди ветеранов, бронзовый призер чемпионата Европы среди действующих спортсменов 1998 года. Главный тренер международной лиги боевых искусств с 1996 года.

–        Сергей Викторович, в Магнитке вы впервые?
–        Нет, приезжаю сюда уже в третий раз. Получается, что теперь ежегодно тут провожу подобные семинары.
–        Значит, с местной школой каратэ вы довольно неплохо знакомы?
–        В принципе, да - со школой знаком, и, в общем, знал, что увижу.
–        А какие остались впечатления в результате первого вашего приезда?
–        То, что у школы хороший уровень. Примерно это и предполагал увидеть, потому что магнитогорскую школу каратэ-шатокан курирует японский мастер, причем уже достаточно давно. Здесь у вас еще был шеф-инструктор Альфа Фаранис, поэтому ваша школа не может быть плохой.
–        Что-то измелись с тех пор, как вы впервые побывали в Магнитке?
–        Да в общем, если школа есть, меняться она не будет. Просто продолжает оставаться школой, в которой единые требования, четкая градация. В принципе школа существует, и одно это многое значит.  
–        Какова задача вашего приезда в этот раз?
–        Обмен опытом, семинар – это показ своих наработок в каратэ. Оно, как известно, едино, но у каждого инструктора есть свои нюансы, любимые техники. Предположим, вы большой, я – маленький, значит, у меня должна быть более скоростная техника. Если вы большой, вам эта техника не совсем подходит, но у вас разные ученики, поэтому вы ее должны освоить.
–        В другие города вы приезжаете в сопровождении своих инструкторов?
–        В следующем году Магнитку вместе со мной посетит Дитер Флинт из Германии. Он – шеф-тренер большой немецкой организации каратэ. В принципе я езжу один. Курирую регионы, в которых я бываю на протяжении года и провожу там семинары. Есть дружественные школы, как ваша, а есть школы, в которых я являюсь шеф-инструктором и тренирую их четко по моей методике. Потому что есть регионы, где ситуация по сравнению с Магниткой значительно хуже.
–        Выходит, каратэ в нашем городе на приличном уровне?
–        Во многих регионах каратэ слишком занято спортом, поэтому иногда это сложно назвать каратэ. Здесь, и мое мнение аналогично этому, понимают, что в каратэ как виде спорта должна быть достаточно маленькая частичка каратэ. У вас делается направление на традиционное каратэ как образ жизни. На мой взгляд, это лучше. В то время, когда я выступал на соревнованиях, не было такого большого отличия спортивного каратэ от обычного, как сейчас. Сейчас же спортивное каратэ очень далеко уходит от традиционного.
–        Однако в Магнитке очень много разных видов единоборств. Понимаю, если бы это был Санкт-Петербург, а так наш город небольшой. Это хорошо с вашей точки зрения?
–        Я думаю, хорошо. Потому что ни в одном из этих направлений, будь-то айкидо, тхеквандо или каратэ, ничего плохого нет. Все эти виды спорта привлекают детей, также как тренера их привлекают своей восточной философией. Не случайно на столе у директора АВЕ лежит книга «Кодекс Самурая». У человека, занимающегося философией, работает мышление, понимание. И когда он преподает спорт, его внутреннее состояние передается детям. И эти дети, занимаясь спортом у него, не пойдут хулиганить на улицу. Так что, чем больше различных видов, тем лучше. Ведь дети бывают разные: одни более мягкие по своей природе, другие, наоборот, более жесткие.
–        Понимаете, Магнитка не Питер, здесь бюджетных денег на всех не хватит.
–        Я думаю, как раз, наоборот: в Санкт-Петербурге денег вообще нет. В смысле того, чтобы их кто-то давал на спорт. Если здесь это сможет сделать ваш комбинат и город, то в Санкт-Петербурге ни одно предприятие прославляться не будет, потому что у него совершенно иные задачи. Ни один бизнесмен денег не даст. Потому что по телевизору его не покажут. Тут же обратная ситуация. Поэтому там выживаем только за счет своих средств.
–        Откуда их берете?
–        Я являюсь старшим тренером сборной Санкт-Петербурга по каратэ всех версии, и  у меня занимаются те спортсмены, у которых богатые родители. К сожалению, реальность такова, что если нет богатых родителей, тогда спортом нечего заниматься, занимайтесь в таком случае традиционным каратэ, а спортивное требует более частых поездок за границу, а это примерно пятьсот долларов с человека за раз.
–        В Магнитке недавно была создана ассоциация восточных единоборств, а в Санкт-Петербурге подобная организация существует?
–        Безусловно. В нее входят все федерации на дружественных началах. У нас нет денег, делить нечего, поэтому мы просто садимся за единый стол, за которым договариваемся о правилах проведения ближайших соревнований. У нас они проходят дружно.
–        Расскажите, пожалуйста, чем вы  на данный момент занимаетесь?
–        Чисто профессиональной деятельностью каратэ. Являюсь главным тренером большой организации - международной лиги боевых искусств. Плюс ко всему являюсь техническим шеф-инструктором различных организации каратэ, старшим тренером сборной Санкт-Петербурга по ката. Также в мою задачу входят командировки. В этом году побывал в Калининграде, Астрахани, Башкирии.
–        А если говорить о Европе?
–        Четыре года работал в Германии. Не полностью, а каждое лето, и тренировал в этой стране каратэ.
–        Если не секрет, вы обучали там местный спецназ?
–        Не угадали. Занимался тем же самым, что и в России. Просто нормальное каратэ, опять же у каждого тренера более высокого уровня создается в голове какая-то своя школа. И эта школа нравится в Германии, поэтому меня с удовольствием туда приглашают.
–        Условия для занятия каратэ в Германии и в России наверняка несопоставимые?
–        Конечно, там намного лучше. Феноменальные фитнес-студии, залы. Правда, в Германии всего одна фитнес-школа чисто по каратэ, но зато какая: два зала в отдельно стоящем здании, которое включает в себя и сауны и все остальное.
–        Чего не хватает магнитогорской школе, чтобы было, как в Германии?
–        Здесь всего хватает. Вчера тренировал в зале рядом с 53-й школой – очень неплохой зал. Я не знаю, чего не хватает. Всего хватает, - я так думаю. Впрочем, если бы денег выделяли больше, чтобы ваши дети могли чаще выезжать на турниры. Общение спортсменов с другими регионами очень полезно. 
–        Как вы считаете, какие стили и направления восточных единоборств не проживут достаточно долго?
–        Я тоже на эту думал. Прежде чем пояснить, замечу, что культура в России портится с Запада. Это там молодежь стала пить пиво намного раньше, чем у нас. Это там она перестала нормально сидеть на скамейках, предпочитая залазить на них с ногами. Там это уже принято, у нас только начинает приниматься. Так и со спортом - идет тенденция, что каратэ спортивной направленности будет терять в популярности, а развитие получит каратэ, как способ здорового образа жизни. И в эту сферу люди пойдут, потому что она будет наделена к тому же философией. Поэтому традиционное каратэ, айкидо, тхеквандо останутся.
–        В нашем городе очень много квалифицированных инструкторов, в течение последнего года сюда приезжало немало знаменитых персон. Однако бойцов уровня российской сборной среди магнитогорцев по-прежнему нет. Сверкнул однажды Иван Алянчиков, но потом и он пропал с горизонта. Хотя спортсмены такого уровня нам бы не помешали?
–        Конечно, они нужны. Для того чтобы доказать, что твоя школа на самом деле хороша. Но вами уже было сказано, что у вас был один спортсмен, затем испарился, потому что на его содержание, видимо, не оказалось денег. Одно без другого не получается, потому что спортсменами надо заниматься. Это ему должны платить, его должны возить на турниры, иначе он сам по себе вырасти никак не сможет. Допустим, у меня набираются со всего Санкт-Петербурга отдельные люди – те, которые хотят заниматься спортом. Родители дают на них денег, мною подбирается методика индивидуально под каждого, и эти парни будут выигрывать. Мои воспитанники выигрывают на всех уровнях, но у этих спортсменов помимо желания есть деньги.
–        Известно, чтобы расти дальше в плане мастерства, надо совершенствоваться. Вы достигли уровня V Дана. Что вам в этом помогло?
–        Прежде всего, мышление. В современное время люди про эту вещь несколько забыли. В основном теперь идет все штампами. То есть нам не надо задумываться над тем, сколько будет 2+2, потому что вы автоматически ответите: «четыре». Не задумываясь, что надо этот ответ проверить. Это говорит о том, что мышление отсутствует. У меня несколько другой подход. Когда в 90-е годы начал ездить в Германию тренироваться, то просто не повторял, как мне показывают, а пытался промыслить это дело. Допустим, почему 60-летний японский мастер выполняет упражнения гораздо быстрее меня, 30-летнего. Разумеется, ни одни мастер не раскроет секретов того, как он этого достиг. Однако на то у меня есть голова, чтобы думать на эту тему. Отсюда достаточно быстрый прогресс, потому с теми японцами легко сходился, и когда они давали какое-то упражнение, то я его упорно тренировал, мыслил, и еще получалось, что я развивал к этому упражнению вдобавок свои упражнения.
–        А как вы вообще столкнулись с каратэ?
–        Отслужив в армии, услышал о каратэ и приступил к поискам секции в городе. Они были очень засекреченные, но мне повезло - попал к сильным тренерам. Тогда каратэ было направлено больше на кумите, а технику развил в Германии, где обучался традиционному каратэ. С тех времен стал выступать в ката.
–        Употребление пива и курение сигарет сочетается с занятиями каратэ?
–        Сочетать можно все, что угодно. Я не думаю, что употребление пива несет что-то плохое. Оно даже после тренировки полезно. Предположим, в Германии варят хорошее пиво, почему бы его не пить? Я пиво не люблю, но если нахожусь в Германии, то пью каждый день. По поводу сигарет скажу следующее. Я прошел достаточно уличное детство, поэтому рано к этому пристрастился, но уже давно не курю. То есть ошибки детства исправимы. Причем, помогло мне в этом именно каратэ. И те, кто у меня им занимается, а это молодые люди 16-17 лет, - ни один из них не курит. 
–        Скажите честно, большой ли процент каратистов со временем уходит в бандиты?
–        Был период, нормально туда уходили. Как правило, молодежь там искала жизненного счастья. Но я думаю, не в «такие» бандиты они уходят, ведь все-таки каратэ – интеллектуальный вид спорта, не направленный на агрессию. В нашем направлении у человека не вырабатывается форма агрессии – победить и обязательно нокаутом, поэтому спортсмен не получает столько ударов по голове, чтобы совсем потерять ориентацию. Поэтому каратисты особенно в наше время никакой связи с криминальным миром не имеют, потому что они сами по себе другие люди.
–        С каким видом спорта вы сравниваете каратэ?
–        Его сравниваю только с шахматами, поскольку в каратэ надо просчитывать все на несколько ходов вперед.  
–        В чем принципиальное отличие каратэ-шатокан от каратэ-киокусинкай?
–        Опять же в том, что киокусинкай развивает физическую силу, и как бы изначально бойцы этого направления показывают: «мол, ты меня бей, я защищаться не буду, но ты со мной все равно ничего сделать не сможешь». Разумеется, туда слабым натурам идти сложно, потому что физические нагрузки очень сильны. В принципе, в каратэ-шатокан всегда могут прийти достаточно слабые дети, потому что в нем очень хорошо разработано повышение физического уровня. Плюс ко всему повышается интеллектуальный уровень, даже исходя из того, что, если тебя будут бить, то проще, наверное, все-таки отойти или уклониться, чем подставлять свои мышцы. Каратэ идет от самурайского искусства, один из основателей этого искусства Миомото Мусаси в своих трудах подобные мысли выражал, что иногда надо один раз махнуть в сторону, чтобы перевести внимание на другое, а затем уже работать с соперником. Зачем все делать напролом? В киокусинкай многое идет напролом. Хотя я не говорю, что там плохо, там – тоже хорошо.
–        Раньше каратэ считалось боевым искусством, теперь принципы изменились?
–        На мой взгляд, первые годы обучения каратэ – чистая гимнастика. Оно начинается с развития мышц, дальше происходят занятия ката, требующие выполнения сложных координационных движений. И уже через 5-6 лет, ближе к черному поясу – это начало каратэ. Обладатель черного пояса переходит к более серьезным занятиям, не случайно классификация состоит с первого по десятый Дан.
–        Способен ли тренер сразу определить будущего бойца?
–        Если у человека сразу все хорошо получается, без труда, из него ничего не получится. А когда приходит тот, кто еле стоит на ногах, но работает, хотя мало что при этом у него выходит, в том числе ему трудно на пояса сдавать. Вот, как правило, кто-то из таких через какое-то время становится одним из лучших. Даже мой пример. Я был в сборной всегда в самом конце, но из тех, кто в ней был, остался я один, остальные давно бросили каратэ. Они были чемпионами, но дальше не пошли, и занимаются теперь каждый своим делом.   
–        Каким образом нужно решать проблемы нелегального преподавания каратэ?
–        Бороться с помощью газет, телевидения. Вылавливать липовых тренеров бесполезно, просто родители должны понимать, интересоваться, куда они отдают детей. Допустим, в спортзалах Германии висят сертификаты тренера, дипломы, стоят Кубки. Уровень виден сразу.  
–        Чем вы занимаетесь в свободное время?
–        Одно из моих увлечений – это горные лыжи, поэтому приезд в Магнитогорск сочетается с этим хобби. А второе – изучаю немецкий язык, причем самостоятельно. Поэтому, как и в каратэ, тут нужен определенный подход, тем более в 48 лет, когда до этого никакими языками не занимался. Хотя в школе изучал английский, но до сих пор ни одного слова не знаю. Однако после 40 лет мне понадобился немецкий, я его выучил очень быстро. Теперь же просто совершенствуюсь, читая книги на немецком.
–        Художественную литературу?
–        Больше люблю философскую. Параллельно занимаюсь философией. Сейчас читаю Штайнера, очень им увлечен, даже сюда с собой привез.
–        В вашей жизни были ситуации, когда хотелось бы бросить выбранный вами путь?
–        У меня получилось наоборот - я бросил всё ради каратэ. Закончил учебу на геофизика сначала в техникуме, потом пошел в горный институт. И когда занялся каратэ, пару лет потерпел, потому что мне пришлось уезжать в экспедиции на семь-восемь месяцев. Решил, что пора с этим делом завязывать, каратэ нравилось всё больше, и я бросил горный институт на втором курсе. В 1990-м году уже стал профессиональным тренером, чем сейчас и продолжаю заниматься.
–        Когда вы вновь планируете приехать в наш город?
–        В следующем году в феврале вместе с тренером из Германии.  



Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ