Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Владимир Шеметов: В Интернете есть полезные вещи

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Его карьера профессионального байдарочника прервалась в 80-е годы прошлого века глупейшим постановлением спортивного руководства нашей страны. Курс, взятый на омоложение всего отечественного спорта, вынудил тогда перспективных спортсменов, кому ещё не исполнилось и 25 лет, уйти и заняться чем-то другим. Мастер спорта СССР Владимир ШЕМЕТОВ нашел призвание в своей нынешней профессии инженера-электронщика, но и о гребле все эти годы так и не забыл.

Он по-прежнему в лодке, регулярно тренируется, выходит на воду, помогает современной методической литературой молодому поколению. А совсем недавно в Германии завершился клубный чемпионат Европы, где наш сегодняшний собеседник в составе сборной команды Урала на лодках класса «Дракон» стал двукратным вице-чемпионом Европы.

Наша справка:
ШЕМЕТОВ Владимир Андреевич. Мастер спорта СССР по гребле на байдарке. Родился 24 октября 1957 года в Магнитогорске. Первый тренер – Анатолий Владимирович Усёнок. Неоднократный чемпион ЦС «Труд» в гребле на байдарках. В ветеранских соревнованиях выступает с 2000 года. Многократный чемпион России, двукратный серебряный и бронзовый призер чемпионата Европы 2005 года среди клубных команд по гребле на лодках класса «Дракон». Образование высшее: окончил энергетический факультет магнитогорского технического университета. 
 

–        Владимир Андреевич, гребля - такой вид спорта, который привлекает не всех мальчишек. И нужна довольно веская причина, чтобы ей заняться. У вас была именно такая причина занять греблей на байдарке?
–        Где-то со второго класса занимался плаванием у Ивана Дрямова в 25-метровом бассейне во Дворце пионеров. Перед школой, с шести утра посещал его до 5-го класса. Дошел по первого взрослого разряда. Затем в плавании произошла реорганизация, я не уложился во временные нормативы, не выполнил кандидата в мастера спорта в 13 лет и ушел. Так как привык заниматься спортом, прочел объявление о наборе в греблю на водной станции ММК. Тогда это был 1971-й год, записался к тренеру Виктору Козлову – чемпиону России по марафону. Отличался от других в плане выносливости, был подготовлен лучше. Вообще, после занятий плаванием, к гребле было легко приобщиться, потому что - это родственные виды.    
–        Но при этом вас же привлекали и другие виды спорта?
–        А как же! Был призером области в ГТО, как в летнем, так и - зимнем. Бегал неплохо, а в 1975-м году на первенстве города по лыжным гонкам занял четвертое место на простых деревянных лыжах. И тогда мне предложили перейти в этот вид, но я ответил, что буду заниматься греблей.
–        Память у вас хорошая.
–        Если она мне не изменяет, то рекорд 56-й школы в лыжной гонке на пять километров, что преодолел за 16 с небольшим минут, до сих пор принадлежит мне. Учился почти на «отлично» в школе с физико-математическим уклоном, средний балл выпускного аттестата был 4,75, поэтому золотую медаль не дали, но и серебряную, кстати, тоже не вручили. Но я  к этому и не стремился.
–        А за какой успех вам присвоили звание мастера спорта СССР?
–        Плавание, конечно, помогло. Гребля – техничный вид спорта, и я греб очень технично. Вообще, в тот период компания подобралась серьезная: чемпион России Юрий Попов, Шинкарев. Я выдерживал вместе с ними тяжелые тренировки, что даже тренер говорил: «Смотрите, молодого не загоните!». Мне было 15 лет, а им уже за 20. Правда, после каждой тренировки мне приходилось буквально выползать из лодки, но выдерживал от начала до конца. А мастера спорта получил в 1976 году в возрасте 18 лет. Готовились к первенству ЦС «Труд» среди молодежи в Краснодаре. Приехали туда, из Челябинска нам доставили ужасные лодки – старые, разбитые, которые весили 20 килограмм, когда у всех соперников по 12 килограмм. Наш тренер Анатолий Усенок посмотрел на эти лодки, глаза закрыл и сказал: «Давайте, попробуйте попасть с ними в финал». В финал попали я и Саша Ставничук. Тогда мы в первый раз с ним сели в двойку, и выиграли финал на 500 метров с большим преимуществом в полторы секунды. Хотя все остальные соперники шли на датских лодках, но наша пошла, как говорится, с листа – мы сели в неё первый раз и сразу выиграли. Кроме того, победили на дистанции 1000 метров. А на 5000 метров произошла просто смешная история. За километр до финиша наша лодка лидировала, опережая метров на двадцать ближайших преследователей. Но мы не учли тот факт, что лодка сильно текла и уже наполовину была затоплена. Я подумал, доплывем ли вообще до финиша? На самом финише нас опередили, мы же успели финишировать вторыми, а около самого берега наша лодка просто утонула. Звание мастера спорта подтвердили позже – осенью выиграли ЦС «Труд».         
–        Вы очень хорошо выступали среди молодежи, неоднократно становились чемпионом Урала, а вот в глобальном масштабе – на чемпионатах СССР, не достигли пьедестала. Хотя нельзя сказать, что не было примеров на ваш спортивный век. Тот же Анатолий Артамонов! Да и вообще, вы мастер спорта СССР. Это сильное звание. Почему так происходило? В целом уровень гребле на Урале был слабый или причина в чем-то другом?
–        Мы, кстати, вместе с ними – Артамоновым и Корпалевым получали значки мастера спорта на соревнованиях по … боксу в спортпавильоне ММК. Шансы были, просто, наверное, не судьба.
–        Старшее поколение байдарочников было ворчливым по отношению к молодежи, чем ваше?
–        Да нет, наше, наверное, более ворчливое (смеется). Тогда у нас было другое отношение к спорту. Не было разрыва между «отцами» и «детьми». Сейчас молодежь сама себе на уме, меньше прислушивается к советам старших. Во взрослом спорте сейчас либо профессионалы, приближенные к уровню сборной России, либо перспективные юноши, стремящиеся туда попасть. А прослойка между ними, увы, пока отсутствует.
–        Но преемственность поколений осуществляется?
–        Стало намного хуже, чем раньше, но в магнитогорской гребле есть иная преемственность поколений. Дети гребцов-ветеранов идут в греблю, их, на мой взгляд, процентов шестьдесят от общего числа. И на примере бывших спортсменов, можно сохранить такую преемственность.   
–        Вы успели поработать тренером до развала СССР. Скажите, вашим коллегам тогда было проще, чем сейчас. Или сейчас проще, чем тогда воспитывать юных чемпионов?
–        Тогда было проще в таком плане. Была мощная поддержка со стороны государства, проблем со сборами, питанием, витаминами не было. А сейчас многое делается за свои деньги, которые собираются, как правило, с родителей. Мы, ветераны, очень много средств вкладываем в лодки, весла, спортивный инвентарь. Сейчас сложнее с этой стороны, проще стало в том плане, что всё есть. Раньше наблюдался дефицит. Года четыре назад в Москве приобрели мониторы сердечного ритма. Это уникальный прибор, полезный в тренировочном процессе. Удивился, что некоторые специалисты об этом приборе не знали. Мы применяем также JPS-навигаторы. Этот прибор способен определять местонахождения спортсмена и его точную скорость на дистанции во время тренировок. Считаю, такие технические достижения нужно продвигать, особенно это касается работы тренеров. Увы, я сейчас не работаю в тренерском цехе, не потому что не хочу, а потому что подходящих условий для этого нет.  
–        В нашем городе создана отличная гребная база, дело за кадрами. А где их взять?
–        Чтобы хороший тренер работал, его нужно обеспечить квартирой, зарплатой, чтобы он не думал о своих насущных делах.
–        А вы знаете примеры, где в нашей стране тренеры по гребле живут хорошо?
–        В Тольятти, Воронеже, где создан клуб ветеранов, которые привлекли очень много спонсоров. Те, в свою очередь, прикупили им инвентарь, доплачивали наставникам зарплату. Сейчас, считайте, половина сборной России из Воронежа.   
–        Ваша супруга – Татьяна Шеметова всё ещё в обойме тренерского гребного цеха Магнитогорска. Вы ей помогаете на этом поприще?
–        Да. Она меня частенько спрашивает, например, как правильнее спланировать подготовку к соревнованиям. Различные системы подготовки я черпаю из Интернета. Крупный профессор физиологии доктор Селуянов предложил новую систему подготовки спортсменов, которая в корне отличается от типичной системы. Она довольна эффективна. Поэтому многие вещи советую ей. В конечном итоге она может поступить иначе, но между тем, кое-что в этом плане действительно обсуждается со мною.
–        Однажды Татьяна сказала, что очень скоро в магнитогорской гребле будет наблюдаться большой бум девочек.
–        Ну да, в этом году был произведен набор девочек в греблю. В Магнитке одно время развивалась женская академическая гребля, потом исчезла, а в этом году набрали девочек, и одна из них стала победительницей первенства России. Девочки быстрее развиваются в спорте, доходят до высоких результатов. Хотя очень сложно найти спортивно одаренную девочку, но если уж нашли, то она будет здорово выступать.
–        Многие полагают, что некоторые спортивные школы России продолжают работать по принципу советских времен.
–        Отечественная гребля должна брать пример с западных образцов. Недавно в Берлине проводился чемпионат Европы на «Драконах», где выступал и я. Увидел организацию высшего класса, несмотря на платный вход, на трибунах собиралось около четырех тысяч болельщиков. Участников – очень много, около восьмисот спортсменов. Местные жители приплывали на лодках, каких раньше в глаза не видел. И везде очень чисто, такого у нас, увы, нет. С 2000 года езжу на чемпионаты России среди ветеранов. Как правило, это те люди, которые финансово прочно стоят на ногах, вкладывая собственные деньги в развитие гребного спорта. В Магнитогорске это тоже реально сделать, нужно лишь найти хороших менеджеров, чтобы они привлекли бизнесменов, организовали им налоговые льготы.
–        За время существования магнитогорской гребли, был ли период, когда при клубе была разработана конкретная методика подготовки спортсменов. Или это категорически невозможно, и, в первую очередь, многое зависело именно от индивидуальной работы тренеров?
–        По сути, каждый тренер видит по-разному. Но я считаю, что нынешнее поколение тренеров мало интересуется современными достижениями физиологии и прочих вещей.
–        Тем более это важно сейчас, когда юношеский спорт почти как взрослый. Ради достижения высоких результатов тренеры предъявляют детям порой такие нагрузки, что зачастую рискуют подорвать их здоровье.
–        И это неоспоримый факт. Методика профессора Селуянова предполагает щадящий режим тренировок для юношей именно с целью развития сердечно-сосудистой системы и плавный переход на исчерпывающие нагрузки, которые предлагаются взрослым спортсменам. А современному тренеру нужны результаты, и как можно быстрее. Поэтому из юношей выжимают по-максимуму. Хотя спорт постарел. На взрослых турнирах выигрывают в 25-30 лет, в гребле много лет подряд на чемпионатах мира, Олимпиадах побеждают те, кому от 28 лет. В основном, это западные спортсмены, у них иная система подготовки, чем у наших. Допустим, в Венгрии вообще запрещают участвовать в соревнованиях юношам до 15 лет. Поэтому россияне постоянно выигрывают чемпионата мира и Европы по юношам и молодежи. Проходит несколько лет, и на взрослых чемпионатах Европы и мира побеждают венгры, поляки, а русских нет даже в финале. Такая ситуация практически во всех видах спорта.
–        Вы достаточно продвинутый человек, постоянно учитесь, дружите с Интернетом, черпая оттуда различную спортивную информацию, разыскиваете новые методики подготовки юных гребцов. Сейчас это ваше хобби?
–        Пожалуй, да. Может, в будущем, когда выйду на пенсию, стану работать тренером. Мне есть что дать детям, знаний хватает. А пока занят работой, поэтому кроме неё и гребли больше ни на что времени не остается.
–        Многократное участие в ветеранских соревнованиях не иначе, как поддержание спортивного духа и формы?
–        Стараюсь поучаствовать в каждом турнире. Скоро в Челябинске пройдет Кубок Урала, там планирую выступить. В прошлом году на эти соревнования приезжала национальная сборная Казахстана. Так что турнир достаточно серьезный и представительный.  
–        Вы наверняка неоднократно пересекаетесь с действующими спортсменами в ходе тренировок, общаетесь с ними. Себя, молодого, в ком-то из них узнаете?
–        Почему-то не встречал таких ребят. Откровенно скажу, у молодежи с головой стало плохо. Они денег хотят заработать, забывая про знания. К ним теперь мало кто тянется. Поэтому у молодого поколения интеллект слабоват. В мое время люди больше читали и были интеллектуально образованнее.
–        Игорь Кравцов чуть больше года назад завоевал золотую медаль на Олимпиаде в Афинах. Лично вы верили, что его экипаж будет способен на такой успех?
–        На самом деле, - нет. В той победе огромная заслуга их тренера Малышева, который сделал всё возможное, чтобы в финале наш экипаж не провалил третью четверть дистанции, что раньше довольно часто случалось. Конечно, Игорь Кравцов и сотоварищи молодцы, что реализовали этот план на сто процентов, использовали небольшой шанс, который у них был до старта. В последнее время меня поражает прогресс китайских спортсменов. Думаю, в Пекине китайцы задавят всех по всем видам спорта.  
–        Недавно в Нижнем Новгороде прошло первенство России среди юношей и юниоров, где наши спортсмены без медалей не остались. В целом за последние пять лет уровень юношеского гребного спорта Магнитки вырос, остался прежним или снизился?
–        Однозначно, вырос. В первую очередь, благодаря стараниям председатель областной федерации гребли Рыбакову. Он сумел организовать работу, нас, ветеранов, взбаламутил. Мы раньше и не думали, что будем вкладывать свои деньги, покупать лодки, помогать ребятам.   
–        Ваша дочь занимается академической греблей – папа не против?
–        Да, нет, конечно, - пусть занимается. В наше время это очень важно. В силу того, что в стране наступил дикий капитализм: родители зарабатывают деньги, а дети без присмотра. Поэтому хорошо, что Полина выбрала именно спорт.
–        У вас, получается, настоящая спортивная семья – пример для многих, и при этом, несмотря на то, что вам иногда не удается быть вместе из-за постоянных сборов и тренировок. А вы сами воспитывались в спортивной семье?
–        В общем-то, нет. Меня родители с семи лет сознательно отдали в плавание. В детстве заикался, и логопед посоветовал чаще плавать. И, конечно, сказались гены, здоровье позволяло выступать на уровне мастеров.
–        Вы по профессии инженер–электронщик, работаете сейчас по этой специальности, и, полагаю, владеете ей не хуже, чем веслом. Как вы совмещали учебу и тренировки, трудно ли было и почему именно электронщик?
–        Мой отец электрик, и я с детства любил паять и собирать радио и телеприемники. А учеба мне довольно-таки легко давалась, занимался лишь учебой и спортом. Даже в институте, хотя поблажек в ходе экзаменов мне не делали. Окончил 56-ю школу с физико-математическим уклоном и поступил в технический вуз. Причем произошло это сразу после приезда с соревнований – набрал 22 балла, а проходной был всего лишь 20.
–        К чему можно стремиться в вашем возрасте, как не к знаниям?
–        Наверное, к ним и надо стремиться. С накоплением знаний возникнет желание кому-то их и передать.
–        Водную гладь какой реки мира вам бы хотелось нарушить?
–        Хотелось бы съездить в Америку, поучаствовать в гонках на «Драконах». В этом году там прошли олимпийские игры среди ветеранов, но, к сожалению, по финансовым причинам туда не смог отправится. Канада – родина гребли, в частности, байдарки и каноэ. И мечтаю ещё побывать в Австралии, где много высококлассных гребцов. Понимаете, название реки не имеет значение, куда важнее страна, в которой хочется побывать.

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ