Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Юрий Попов: Кто гребет, тот по жизни уверенно идет

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Наш земляк и коллега по журналистскому цеху, мастер спорта СССР по гребле на байдарках Юрий ПОПОВ стал двукратным чемпионом Европы среди ветеранов в Польше. Это событие можно смело поставить в один ряд с чередой успехов воспитанников ДЮСШ №2 минувшим летом на всероссийской Спартакиаде учащихся и первенствах страны.

Наша справка:
ПОПОВ Юрий Алексеевич. Родился 26 июня 1947 года в Магнитогорске. Мастер спорта СССР по гребле на байдарках. Спортивный обозреватель газеты «Магнитогорский металл». «Отличник физической культуры и спорта России». 
Титулы и достижения: неоднократный чемпион и призер чемпионатов и Кубков России среди ветеранов, двукратный чемпион Польши и Европы 2007 года. В 70-е годы прошлого века - чемпион и бронзовый призер чемпионатов России, многократный призер ЦС ДСО «Труд», различных всесоюзных регат, чемпионатов Урала и Челябинской области.

–        Юрий Алексеевич, наш с вами разговор хотелось бы начать с прошедшего чемпионата Европы, который прошел в Польше. Была какая-то реакция со стороны коллег по сборной на то, что именно магнитогорец стал двукратным чемпионом Польши и Европы?
–        Реакция была, но она была ожидаема. Потому что активно занимаюсь гребным спортом среди ветеранов уже около десяти лет. Мы давно вышли на уровень обязательного попадания  в призеры чемпионатов и Кубка России среди ветеранов. Мы – это прежде всего Владимир Шеметов, Андрей Горностаев, Алексей Титаренко и я. Есть ещё на подходе двое-трое ветеранов. Например, мастер спорта СССР Юрий Мелентьев, который, думаю, на этом высоком уровне нас поддержит. Дело в том, что нынешний ветеранский спорт достиг такого уровня, что уже не является кругом общения, как раньше. Да, оно, общение, есть, но до и после стартов. В ходе же стартов проходит очень серьезная борьба. Достаточно сказать, что в моем возрасте ветераны показывают нормативы на уровне кандидатов и перворазрядников. Особенно следует учесть, что гребля сложный технический вид спорта. Так что подобный результат прогнозировался. Может, он бы осуществился годом раньше, когда я тоже собирался на чемпионат Европы, но допустил небольшую временную халатность, затянув с получением визы. Хотя в заявочном списке был. В этом году к оформлению документов подошел более осмотрительно. Приезжая на чемпионат Европы, лидеры своих национальных ветеранских соревнований известны заранее. Только непонятно, на какую медаль можно было рассчитывать. В Польше высокая конкуренция была со стороны венгров, поляков, немцев, белорусов, украинцев и россиян. И расклад заранее предположить было невозможно. Если касаться гребли ветеранской сквозь призму магнитогорской гребли, то, не стесняясь и скромничая, скажу, что у тренера Василия Браславского была молодежь, с которой 10-12 лет назад мы, ветераны, с ней выходили на воду, учили технике, давали советы. Практическая помощь ветеранов ускорила процесс подготовки воспитанников Браславского на два-три года вперед. Мы и сейчас продолжаем её оказывать. Я думаю, что мои победы на чемпионате Европы как-то стимулировали молодых, начинающих спортсменов. Конечно, они наверняка проглотили комок зависти, но я их успокаиваю, говорю: «Ребята, вы не переживайте, до 60 вам ещё далеко. Доживете, и такие же медали завоюете. Только на протяжении всей своей жизни сохраните любовь к гребле и здоровому образу жизни». А что касается тех ветеранов, чьи фамилии я назвал, то это настоящие фанатики здорового образа жизни, и даже гораздо выше. Ветеранское движение Магнитки хорошо зарекомендовало себя в легкой атлетике, лыжах, гребле. Но, к сожалению, уровень подготовки немного слабоват. Убежден, и это подсказал личный опыт, чтобы удачно выступить  в крупных международных ветеранских соревнованиях, выиграть медаль, то нужно регулярно попадать в призеры чемпионатов и Кубков России среди ветеранов. Если не попадаешь хоты бы в пятерку, то лучше туда не соваться. В первую очередь, важно стать призером российского чемпионата. В Польше на чемпионате Европы было около тысячи участников. Это очень солидно.
–        Значит, в ветеранскую сборную России по гребле попасть непросто?
–        Во всем ветеранском спорте понятие сборная России присутствует, но оно не ограничено. В дзюдо, греко-римской борьбе, самбо – эти национальные федерации финансируют поездки. К сожалению, федерации лыжного спорта и гребли не имеют такой возможности. Большинство спортсменов едут либо за свой счет, либо за счет спонсоров. И сильнейшие спонтанно группируются, помогая друг другу. Если вернуться к чемпионату Европы, только москвичи были в единой форме и выглядели более сплоченно. Все остальные ребята из России добирались кто как, гребли кто на чем. И форма у них была не единой по сравнению с французами, украинцами, молдаванами…
–        Изменения  в этом плане возможны?
–        Безусловно, но многое зависит от федерации, от Фетисова… Я бы, например, с удовольствием выступил на чемпионате Европы с логотипом ММК. Многим журналистам, которые у меня брали интервью, я взахлеб рассказывал о превосходных условиях на Урале для развития гребли. Но меня никто не спонсировал, туда добирался за свой счет. Никто в моей поездке не был заинтересован.
–        Кто-нибудь поздравил с успехом?
–        Поздравили коллеги по клубу из ДЮСШ №2, а также коллеги по работе и друзья. Собственно, я в этом не нуждаюсь. Может, все ещё впереди? Меня эти поздравления мало волнуют.        
–        А что вас волнует?
–        Здоровье, прежде всего. Журналистике отдал почти 34 года, стаж работы на ММК – 43 года. Со стороны кажется, что журналистика это просто. На самом деле это такая напряженная работа мозгов... и в отпуске, во сне. И когда это происходит на протяжении 30 лет, то хотим мы этого или нет, а вопрос здоровья выходит на первый план. Если бы у меня не было тесных общений со спортом, я бы уже точно какую-нибудь болячку схлопотал. Серьезно. Даже по себе знаю, после того, как сядешь в лодку и пройдешь на ней 10-15 километров, из тебя выходит всякая черная энергия. Сейчас физические нагрузки достаточно большие. Мне интересно. Если касаться соревнований, то процесс тренировок меня интересует больше, нежели процесс соревнований. Соревнования по гребле на байдарках сложны в организационном плане. Нам надо везти с собой лодку. Попав на соревнования без своей лодки – это масса проблем. За это надо платить немалые деньги – от 20 до 80 евро. Поэтому данная техническая сложность немного отталкивает от соревнований. На самих же соревнованиях хочется выплеснуть эмоции, накопившиеся за год тренировок. Нахожу возможности и средства, чтобы выехать хотя бы на одни соревнования в сезон. После чемпионата Европы понял, что туда уже не поеду из-за финансовых проблем – в 2008 году европейский чемпионат пройдет в Германии, где по ценам будет дороже. Поэтому на следующий год хочу покорить местные соревнования: выиграть открытый чемпионат Москвы и открытый чемпионат Украины. Когда одолею эти соревнования, возможно, душа подойдет к Европе и другим международным стартам. Кстати говоря, на следующий год, возможно, пройдет первая всероссийская Спартакиада ветеранов.  
–        Что было первично для вас на протяжении жизни: спорт или журналистика?
–        На этот вопрос непросто ответить. Когда я пришел в журналистику с производства, было далеко не сахарно. Были моменты, когда думал, что опять уйду в электрики. Но предварительная спортивная закалка заставляла меня сконцентрироваться и терпеть. На любой дистанции есть мертвая точка, которую нужно уметь преодолеть. В жизни то же самое. Тот же напряг души, тела, нервов. Себе говорил: «Терпи!». Это и помогло закрепиться в журналистике. Что было первично? Конечно, на тот момент – это работа. Раз пришел в журналистику, значит, мне нужно было расти как журналисту. Выходил призером и победителем различных конкурсов, в том числе и областных.  В то же время спорт был не просто дополнением к работе. Занимаясь им, ставил цели, задачи, объемы, участвовал в соревнованиях. Мне это надо было, поэтому старался совмещать. Словом, крутился как белка в колесе. Тренироваться начинал в 7 утра, продолжал в обеденный перерыв. Некоторые люди ищут причины, почему они не занимаются спортом. Их на самом деле не может быть, если это нужно.   
–        Одно из самых ярких впечатлений от поездки на чемпионат Европы?
–        Получилось так, что в Польшу ехал через Санкт-Петербург, где мне пришлось побывать три дня. В Питере увидел и такое: пришли три дедка потренироваться на академических лодках. Мне ребята показывают: вот тот – бывший чемпион мира, ему уже 67 лет. Следующему – 73 года, а вот, который сейчас готовит лодку – ему 94 года. Ты знаешь, я чуть в обморок не упал. Эти  люди тоже, наверное, всю жизнь работали, совмещали и дожили активно до таких лет. Как спорт помогает восстановлению здоровья? При подготовке к чемпионату Европы встретил человека, у которого был рак прямой кишки, он всю жизнь проработал водителем. Через четыре месяца после операции уже поехал на первые международные соревнования на байдарке, а в этот раз на чемпионате Европы в Польше завоевал золотую медаль.
–        Среди молодых спортсменов-байдарочников из ДЮСШ №2 по уровню подготовки вы ни в чем не уступаете?
–        Ещё года три назад, то, конечно, немного уступал, но не так много. Владимир Шеметов  с ними почти на равных боролся. Есть более молодые спортсмены, подготовительная группа – с ними близок к скорости, и стараюсь не уступать. Если сказать о подрастающей молодежи, то она показывает очень неплохие результаты. Этим летом ребята стали призерами третьей всероссийской Спартакиады учащихся. Совсем недавно вернулись с богатым урожаем наград первенства России среди юношей. Смена растет. А за молодежью, как бы ни хотелось, угнаться сложно. Но по общефизической подготовке – кросс, штанга, подтягивание, они вряд ли у нас, ветеранов, выиграют.
–        Это беспокоит?
–        Нас не должно беспокоить, потому что у них база физической подготовки все равно крепче. Просто у молодых ребят ещё не сформированный организм. Мы видим, когда если их в чем-то превосходим, у них возрастает самолюбие. Нам не надо, чтобы они выигрывали сегодня, а сделали это завтра. Без хорошей силовой физической подготовки результата в гребле на байдарках добиться не возможно. Это силовой вид спорта, и притом суровый по погодным меркам: если легкоатлеты могу спрятаться в манеже от ветра и снега, то нам прятаться негде. Мы должны тренироваться и  в дождь, и в холод, и в жару. Кто выдерживает, гребет, тот и по жизни уверенно идет. Не случайно трое представителей магнитогорской байдарочной гребли носят почетное звание «Заслуженный металлург России».       
–        В те годы, когда вы только начинали в гребле, кто для вас был примером?
–        Первым тренером был Владимир Сычев, которого кроме меня вряд ли кто помнит и знает. Привел меня в греблю отец именно к этому тренеру. Отец был хорошим другом Павла Захаровича Шувалова. Он и посоветовал ему привести меня в греблю, чтобы сделать из меня мужика. По тем временем моего тренера можно было назвать качком: у него была прекрасная, атлетическая фигура. Это меня и завело. А ещё влюбился в байдарку. Когда мне её дали, сам себе сказал: пока не доплыву до центрального моста (от водной станции ММК), и обратно, я с этой водной не уйду. Где-то за месяц я это сделал, но сделал так, что до сих пор с греблей развязаться не могу. Ну а таким тренером, который сделал из меня настоящего спортсмена – был мастер спорта Виктор Козлов. После него уже пошло-поехало.
–        В ваше время, наверное, было значительно проще в плане приобретения инвентаря, поездок на соревнования?
–        В те года, при СССР, я стал заниматься спортом, достиг уровня мастера спорта. Многое увидел, приобрел новых друзей. У нас не было проблем с финансированием, приобретением лодок. То, что происходит сегодня, в моей голове до сих пор не укладывается. Если наши руководители города говорят, что не нужны спортивные достижения, и во главу угла ставят массовость, но, извините, для чего массовость развивать, если не нужно спортивные достижения? Хотя те же спортивные достижения без развития массовости не появятся. В наше время лодки делали в Прибалтике. По взаимозачету шел обмен – магнитогорские метизный и калибровочный заводы им отправляли свою продукцию, они нам лодки. Когда мы тренировались, ещё не было кос. Поднимался сильный ветер, и пиши – пропало. Сейчас условия просто идеальные.  Если вернутся к нашей гребной школе ДЮСШ №2, мы своими руками строим ещё один спортивный зал. Это сложно. Неужели город не может выделить строительную бригаду из 5-6 человек, чтобы нам помочь. Своими силами, конечно, этот долгострой на многие годы. Кстати говоря, в Польше вокруг гребного канала «Мальта» приложена хорошая асфальтированная дорожка, по которой можно кататься на роликах, велосипедах. Люди по ней катаются до глубокой ночи. И никто ни с кого не берет деньги. В Польшу ехали через Белоруссию и видели гребной канал в Бресте. Аналогов в Европе ему нет. Жаль, что в России такого канала до сих пор не построили?
–        Как рассматривался вами чемпионат Европы с позиции журналиста?    
–        Мы были в шоке от идеального порядка в Белоруссии, от дорог, от населенных пунктов, от чистоты, аккуратности. Сам чемпионат Европы в Польше привлек своей массовостью. Очень много интересных людей. Например, французам не нужны были медали, они приехали поучаствовать. Но была одна проблема: видишь очень много интересных людей, но незнание языка мешает взять полноценное интервью. Доходило до юмора. Заходим в кафе покушать, говорим по-русски, официантка не понимает. Тогда она заводила нас на кухню, и мы указывали на блюда. Так что совет молодым журналистам и спортсменам – изучайте английский язык.  
–        Юрий Алексеевич, вы, я слышал, занимаетесь аквариумистикой.
–        Это увлечение с детства, без которого я не могу. За долгие годы сложился определенный круг рыб, которых я люблю, содержу, развожу. Правда, развожу не в супермассовых количествах. Для потомства оставляю две-три рыбки, остальных сдаю в магазин. Миллионы не наживаю, но за год можно накопить хоть что-то на соревнования. Например, на поездку до Москвы и обратно. Меня привлекает не только красота, но и биология рыб. Так же и в спорте увлекает физиология спорта. Читаю очень много литературы, справочников, стараюсь не отступать от современных тренировок. Но рекомендации молодым никогда не дам, если это не пропущу через себя.    
–        Как семья отреагировала на эту поездку?
–        Положительно. Во-первых, благодарен жене Галине Ивановне за её поддержку. Умница, что ещё скажешь? Во-вторых, вся семья, а у меня наследников – три человека, которые также поддерживают и помогают. Лишь внучка Ксения сказала перед отъездом в Польшу: «Дед, без медалей лучше не возвращайся!». Она в этом году пошла в первый класс.
–        Что в Магнитогорске мешает провести чемпионат или Кубок России среди ветеранов?
–        В принципе ничто не мешает в плане технических параметров. У нас утвержденная спорткомитетом России дистанция, есть водные дорожки. Нет только денег. Три года назад на первой Спартакиаде учащихся России главный тренер сборной России по гребле на байдарке и каноэ, побывав в Магнитке, был в положительном шоке, но сразу сказал: «Жаль, что Магнитка так далеко находится от центра…». Я, конечно, не призываю всех заниматься гребным спортом, хотя наукой доказано, что лыжный и гребной спорт дает большой заряд организму, увеличивается рост и мощность человеческих мышц и силы воли. Я не призываю всех сесть за весло. Но приглашаю ветеранов-лыжников, гребцов-академистов к нам на базу. У нас теперь есть лодка класса «Дракон». На следующий год мы надеемся создать свою команду ветеранов и выступить на чемпионате России и Европы. Большое спасибо руководству ДЮСШ №2, которое делает все возможное, чтобы ветераны тренировались, соревновались и побеждали.                 



Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ