Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Виктор Андреев: Высоких целей в спорте не ставил

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Четырнадцать лет тому назад наш земляк Виктор АНДРЕЕВ на Олимпиаде в Барселоне попал в главный финал состязаний по плаванию, который закончился для него вполне достойным результатом – восьмым место. С тех пор никто из представителей магнитогорской школы плавания не смог повторить достижения сегодняшнего героя.

Наша справка:
АНДРЕЕВ Виктор Анатольевич. Родился 24 мая 1974 года в Магнитогорске. Мастер спорта международного класса по плаванию (тренер Савочкин Сергей Васильевич).
Титулы и достижения: чемпион СССР 1991 года, чемпион СНГ 1992 года на дистанции 1500 метров вольным стилем. Серебряный призер юношеского чемпионата Европы 1991 года, призер этапов Кубка мира 1993 года, финалист чемпионатов мира и Европы с 1994 по 1996 гг. Участник Олимпиады в Барселоне в 1992 году (8-е место).
Образование высшее: в 2002 году окончил магнитогорский государственный университет.

–        Виктор, в секцию плавания вы пришли рано или поздно?
–        В детском садике для поднятия здорового образа жизни. Тренер, который научил, предложил в качестве дальнейшего обучения плаванию 57-ю школу. Это была школа со спортивным уклоном. Для родителей это был большой и неприятный сюрприз, потому что рядом была 56-я школа, куда меня и собирались отдать на учебу. Но они все-таки приняли мое желание, и я пошел учиться в 57-ю школу.
–        Плаванием вы увлеклись сами по себе или тренер увлек настолько, что его любовь к плаванию передалась вам?
–        Скорее всего, сам по себе. Помню, даже плавал в ванне, откуда меня было не выгнать. У отца было желание, чтобы я боксом занимался – он бывший боксер.
–        А у мамы какое желание было?
–        Она занималась волейболом, по спорту не было приоритетов, куда-то ребенка отдать. У неё было лишь одно желание – чтобы я учился в 56-й школе (смеется).
–        То есть семья, в которой вы выросли, была абсолютно спортивной, и наверняка плавание рассматривалось вами как дальнейшая профессия?
–        Насчет профессии – нет. Это было увлечение. Хотя хорошим спортсменом мечтал стать, но тогда как такового профессионального спорта не было. Это сейчас народ деньги на спорте зарабатывает.
–        Как вы познакомились с Сергеем Савочкиным?
–        Сергей Васильевич пришел в сентябре в 57-ю школу, когда я учился в первом классе. Он набирал себе начальную группу и предложил нам, пацанам. Вначале ходил весь класс, а потом осталось 2-3 человека. Спасибо учителям 57-й школы, которые входили в наше положение, понимали, что тренируемся с утра до вечера, поблажки нам делали, ставили в расписание первыми уроки физкультуры, чтобы мы смогли посещать утренние тренировки. Я бы не сказал, что отдалился от школы, учился, как и все.
–        Осознание того, что сможете попасть на Олимпиаду - оно было, или путевка в Барселону была завоевана во многом неожиданно?
–        Это была цель. Монотонно к ней двигался. В рабочем порядке плавал, тренировался. Была цель попасть на Олимпиаду.
–        Что стало отправной точкой к этой цели?
–        Мне нравился Владимир Сальников, он был моим кумиром, на него старался быть похожим. Я ко всем своим победам так спокойно относился, считаю, что это была моя работа. Надо просто работать и тогда результат обязательно придет. Главное, не лениться.
–        Путевку в Барселону на каком турнире завоевали?
–        Это был единственный чемпионат СНГ, который я выиграл. Мало того, что первое место занял, так ещё с высоким результатом.
–        Интересно, что по этому поводу специалисты сказали.
–        Я до этого ездил на юношеское первенство Европы. Они не были удивлены. Удивлялись только тому, что я был парнем из Магнитогорска. Когда попал в сборную страны, народ не знал, где этот город находится. «У вас по улицам медведи, наверное, ходят», - спрашивали меня. «Ну да, только белые», - в шутку отвечал я.
–        То есть в сборной России вы один представляли Магнитку. И в городе по существу не было высокой конкуренции именно вам?
–        Почему же. После четвертого класса нас вели два тренера – Сергей Савочкин и Геннадий Идиятуллов. Некоторые ребята плавали по мастерам. Конечно, международников никто не выполнил. В сборной, да - я был только один из Магнитки. Показывал результаты, которые позволяли ездить на международные соревнования.
–        Перед Барселоной-92 вам хватило международных стартов?
–        А у меня их не было. Перед Олимпиадой был только юношеский чемпионат Европы в Антверпене в 1991 году и матчевая встреча в Германии, куда пригласили четырех россиян поплавать.
–        Как рассчитывали выступить на самой Олимпиаде?
–        Была цель попасть в финал. Опять же на тот момент, наверное, не хватило опыта, чтобы подняться выше. В финале я был последним - восьмым.
–        Однако по дистанции шел четвертым…
–        Был такой промежуток, а дальше как-то оборвалось. Никогда не забуду это ощущение. Как будто якорь прицепили.
–        Савочкин образно сказал, что вы не были рыбой, и прыгнули  в воду, чтобы с ними поспорить.
–        В принципе, да. В финале народ был, конечно, с именами. Соперникам было проще – соревновательного опыта побольше, чем у меня. Олимпиада – это международное взрослое соревнование, я на таких до этого ни разу не выступал. За плечами были юношеские чемпионат Европы, матчевая встреча СССР-ГДР. Правда, немцы не приехали.
–        ???
–        Её назвали потом открытым чемпионатом Москвы, на котором я установил какой-то рекорд матчевой встречи.
–        Вы обо всём этом так несерьезно говорите, как будто ваша спортивная карьера на тот момент не была главной целью жизни.
–        Положу руку на сердце и отвечу, что - не была. У меня была цель попасть на Олимпиаду, потом я не ставил больше себе таких целей, просто занимался, трудился, получал удовольствие от плавания, тренировок. А когда мне всё это надоело, я бросил.
–        А почему не было целей, если был талант?
–        Кстати, таланта-то и не было. Это достигалось таким трудом. Есть такой пловец как Александр Попов. Вот он - талант. Мог по полгода не плавать, а за месяц-два перед крупными соревнованиями начать тренироваться, и бить рекорды мира. А мне достаточно было не поплавать два выходных, и я уже не чувствовал воду, надо было опять наращивать объемы. Так что насчет моего таланта вы погорячились. В плавании я всего достиг трудом. Причем, изнурительным: в день проплывал по 20-25 километров, проводил по четыре тренировки, чтобы разбить этот объем на отрезки по 8 километров, и на то, что осталось.
–        Все-таки я не верю, чтобы вы к таким глобальным тренировкам относились несерьезно.
–        Почему несерьезно. Я к любой работе отношусь очень серьезно.
–        Тогда, в Барселоне, сборная России выступила нормально?
–        Отлично. По-моему это была одна из лучших Олимпиад по плаванию. У нас была сборная СНГ, куда помимо россиян входили украинцы, молдаване.
–        С кем-то из них вы сейчас продолжаете общаться, созваниваться, ездить в гости?
–        Денис Панкратов, - неоднократный олимпийский чемпион, рекордсмен. Кстати, теперь он - ваш коллега, работает на НТВ+. С ним созваниваемся регулярно. Езжу отдыхать в Крым на своей машине, заезжаю в Волгоград. Там с ребятами общаюсь. Но созваниваюсь только с Денисом Панкратовым.
–        Правда, что в Волгограде очень сильная школа плавания?
–        Я там тренировался два года после Магнитогорска, когда с Сергеем Васильевичем расстались. Оттуда в сборную пришли Евгений Садовый, как раз он стрельнул в Барселоне: на 400 и 200 метрах вольным стилем и в эстафете стал Олимпийским чемпионом. Денис Панкратов оттуда же, из того же клуба «Волга», как и  Александр Попов.
–        Вы лично Волгу не пытались переплыть?
–        Нет. Видел, как человек переплывал Волгу, доплыл до середины и куда-то исчез.
–        Из Испании привезли больше чувства огорчения или удовлетворения?
–        Удовлетворение получил оттого, что побывал на Олимпиаде. От результата огорчение было, потому что показал не лучший свой результат, хуже, чем было при отборе на Олимпиаду.
–        А если бы повторили личный рекорд, тогда какое бы место светило?
–        Первым-то, конечно, не был, но третьим или пятым мог бы быть. Хотя больше четвертое-пятое место. Третьим был бы вряд ли.
–        Известно, что ваша карьера прошла без стимуляторов. Почему?
–        Это была своеобразная жизненная позиция – всё должно быть по-честному. Ну и моя мама медик, к этому очень сильно отрицательно относится, и я тоже это полностью отрицал.
–        Что было дальше, после Олимпиады?
–        Подготовка к крупным международным стартам – чемпионатам Европы и мира. Как обычно, тренировки.
–        Почему в вашей карьере была одна Олимпиада?
–        Я уже плавал в Волгограде. По мнению местного тренера Виктора Авдиенко я был готов попасть на Олимпиаду, выступить на ней очень хорошо, но подвело мое трудолюбие. Были на сборах во Франции, там отключили горячую воду. Никто не плавал, а мне надо было. Плавал в холодной воде и, видимо, сильно простудился. По всему телу пошли чирьи. Меня пытались лечить, чистили кровь. На отборе я вначале поплыл очень хорошо, но потом, через 400 метров просто встал. Тренер говорил, что не надо было прочищать натренированную кровь.
–        В чем заключалась причина смены Магнитогорска на Волгоград?
–        Сергей Васильевич к тому времени к бизнесу больше отношение имел, у него уже своя фотолаборатория была, ему было интересно в бизнесе. А мне хотелось продолжить карьеру в профессиональном спорте.
–        Виктор, у вас высшее спортивное образование?
–        Просто педагогическое. Окончил техфак МаГУ, где учатся многие спортсмены. Трудовик с экономическим уклоном.
–        Чем вы теперь занимаетесь?
–        После окончания карьеры работал в бассейне, не тренером, а инструктором. Потом пивные установки промывал, из Казахстана привозил строительное оборудование, которое распространяли по России. Сейчас работаю в фирме, занимающейся продажей металла.
–        Как считаете, тяжело приходится бывшим спортсменам после окончания карьеры в обычной гражданской жизни?
–        Смотря как к этому относиться. Я не чураюсь никакой работы, лишь бы что-нибудь делать. Я не делал трагедии из того, что закончил плавать. Работу найти можно всегда. Всё зависит от характера человека.
–        Вы следите за чемпионатом мира по футболу?
–        Постольку – поскольку. Я не болельщик, и не азартный человек. Может, поэтому у меня не было высоких целей. У меня была мечта попасть на Олимпиаду, выступить на ней, но больших целей я для себя в спорте не ставил.
–        Не удивляет, что на чемпионате в Германии среди сборных нет россиян?
–        Честно говоря, по тому, как они выступают последние несколько лет, - не удивляет. Обида, конечно, есть, когда наших нет. Не очень приятно смотреть за другими командами, когда среди них могла быть и наша сборная.     
–        А вы видите себя в современной сборной России по плаванию?
–        Мнение о сборной из уст тех ребят, что живут в Волгограде, не то. Вроде бы и дисциплины той нет, что раньше была, народ больше себе позволяет. Я представитель старой школы, когда надо было много работать, и тогда бы многое получалось. А сейчас если кто-то и показал какой-то результат, то на этом остановился. Я там не вижу себя.
–        Ваш тренер - очень увлеченный человек, у него множество хобби. Какое-нибудь из них передалось вам?
–        Фотографирование. Есть у меня много фоторабот, правда, нигде их не выставлял. На Олимпиаде, когда мы заполняли анкеты, в одной строчке нужно было указать хобби. Я написал: «Фотографирование». Показывал свои работы профессионалам, они посмотрели и сказали, чтоб продолжал. В принципе, не рвусь в профессионалы.
–        У вас есть любимая фото тема?
–        Нравится фотографировать природу: лес, деревья, трава, цветы.
–        Как теперь часто посещаете бассейн?
–        После того, как завершил карьеру, в воду не заходил ровно год. Наплавался до такой степени… Хотя работал в бассейне, ежедневно туда приходил, посещал душ, но в воду не заходил. Сейчас время от времени хожу в тренажерный зал и попутно посещаю  бассейн. А так как в  аквапарке вечером дорожки снимают, приходится плавать по кругу против течения. Мне нравятся аэробные тренировки на выносливость – пробежать по дорожке, на велосипеде прокатиться, и то, что после них есть возможность окунуться в воду.  
–        По большому счету в городе ведь не хватает условий, чтобы плаванием заниматься профессионально.
–        Бассейн нужен. На СТО в этом году впервые разрешили взрослым ходить плавать. По утрам походил несколько раз. Тот бассейн мне понравился. Напоминает старый бассейн при центральном стадионе. В Волгограде не все плавали в 50-метровом бассейне. Садовый и Панкратов начинали в 25-метровом. Однако на длинной воде, если есть возможность, тренироваться гораздо лучше.  
–        Хорошо знакомы с Павлом Котельниковым?
–        Знаю. Когда встречаемся, здороваемся.    
–        Как считаете, у него большое будущее?
–        Павел, насколько знаю, плавает сейчас в Москве. Слежу за ним по Интернету. По крайней мере, в прошлом году он очень хорошо выступал. В этом году не вижу его в призерах.
–        В природе существует четыре стихии. Понятно, что с водой дружите, а что с остальными?
–        Мне нравится туризм, практикуем семьей, выезжаем за город с ночевкой, кострами, шашлыками, палатками. Правда, костер без спичек не разжигал. Насчет воздуха: высоты боюсь, с парашютом не прыгал и желания такого не испытываю. В саду дом строил, время от времени землю копаю. С детства меня бабушка к саду приучила. Полоть не люблю, но копать – очень нравится.
–        Так и клад можно найти!
–        Я глубоко не копаю, максимум – на штык (смеется).
–        Судя по всему, любимое время года у вас - это лето?
–        Каждое время хорошо по-своему. Например, прошлой зимой впервые на горных лыжах прокатился, понравилось. Думаю, надо покупать комплект себе, жене и дочке.
–        Значит, ваша семья – спортивная?
–        Да. Супруга Василиса занималась легкой атлетикой, а дочь Катя, которой уже пять с половиной лет, раньше ходила в художественную гимнастику, а сейчас в спортивные танцы. Опять же, хочу, чтобы дочь хорошо училась. Не хочу, чтобы спортом занималась профессионально, хотя если у неё будет желание и дальше заниматься спортом, то это её выбор и сильно препятствовать этому не я собираюсь. Но и заставлять ни в коем случае не буду.
–        А вы с профессиональным плаванием совсем завязали?
–        Я участвовал в ветеранских стартах. Установил рекорд России. С 25 лет можно смело вступать в наши ряды. Магнитогорская команда ветеранов звенела очень сильно, завоевала очень много медалей на различных соревнованиях. Но однажды команда распалась, теперь встречаемся только на соревнованиях памяти Н.М. Макарова.

Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ