Войдите в ваш аккаунт

Ник *
Пароль *
Напомнить мне

Александр Баталов: Хотелось бы сделать акцент на массовость

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Представительство восточных единоборств в Магнитке чрезвычайно разнопланово. В таком небольшом городе, как наш, развиваются фактически все стили и направления, а ряд ведущих магнитогорских тренеров уже не первый год работают в Москве. Не так давно в Магнитке был создан клуб каратэ кекусинкай «Неман», который возглавил Александр БАТАЛОВ, - один из ведущих магнитогорских тренеров, пользующийся авторитетом у московских коллег.

НАША СПРАВКА:
БАТАЛОВ Александр Владимирович. Родился 5 апреля 1967 года в Магнитогорске. Образование высшее: в 1989 году окончил строительный факультет магнитогорского горно-металлургического института. Тренерской деятельностью занимается с ноября 1995 года. Председатель Челябинской областной федерации кекусинкай каратэ-до. Директор клуба каратэ кекусинкай «Неман». Обладатель черного пояса, 2 Дан.

- Александр Владимирович, роль детского тренера в командных видах спорта предельно ясна: вырастить двух-трех игроков для команды мастеров. Какая задача ставится перед детскими тренерами таких видов спорта, как каратэ?
- К нам приходит довольно много народу самого разного возраста. Это тоже специфика, приходится её учитывать. У нас нет такого, чтобы, например, пришли десятилетние, и ты их только воспитываешь. Я предпочитаю брать ребят с семилетнего возраста. У первоклассников отношение к тренировкам другое, чем у более младших детей, у которых рассеяно внимание. А семилетние дети более ответственно относятся к труду, к тому, что они ходят на тренировки. Правда, повторюсь, ограничений по возрасту не существует. У меня занимаются и двадцатилетние парни. Причем, они не хотят обязательно достичь высоких спортивных результатов. Родители не требуют воспитать из своих детей чемпионов мира. В первую очередь, чтобы человек вырос в физическом плане и закалил характер. Это основные критерии прихода в секции каратэ. Плюс, отвлечь детей от улицы.
- А ведь неплохо звучит: «Сделайте из моего ребенка чемпиона мира». Это конкретная цель, так почему бы её не достичь?
- Это неплохо, но приводят именно за оздоровлением. Кстати, это тоже очень хорошо. Почему? Мне нравится наблюдать результаты своего труда. Допустим, приходит мальчик, который абсолютно неразвит физически, но, прозанимавшись три-четыре года, я вижу, как он преображается.
- Есть такие, кто занимается каратэ не по своему желанию, а потому что так захотели родители?
- Мне об этом родители не докладывают. Думаю, девяносто с лишним процентов занимаются с удовольствием. Есть такие, кому не нравится дисциплина. Представляете, что такое ежедневно заставлять ребенка отжиматься, бегать, приседать, нагружать физически. Не каждый выдерживает. Из-за этого часть детей отсеивается. Остальные, по-моему, занимаются с удовольствием.
- Вы сказали, что берете детей с семи лет, а кто у вас в секции самый старший?
- Были случаи, когда приходили люди в25-26 лет, занимались с удовольствием. Даже были 30-летние ребята. Правда, потом в силу семейных обстоятельству ходили.
- В клуб просто так родители ребенка не приведут, потому что у любой организации должны быть какие-то достижения. Они - своеобразный баннер, рекламный проспект. Какого наивысшего результата добивался кто-либо из ваших воспитанников?
- В конце октября прошлого года состоялось первенство республики Башкортостан по каратэ-киокусинкай, посвященное герою Советского Союза Дамиру Гальдибекову. Это был очень представительный турнир, где дралось триста спортсменов -чемпионы страны, мира. Причем, только шестьдесят человек привезла Пермь – это Мекка каратэ-киокусинкай. Всего был представлен 21 город, в том числе сильнейшие ребята из Екатеринбурга, Челябинска, Самары. Я возил семь учеников и Антон Боровик занял первое место, причем в финале он встретился с хозяином соревнований. В начале декабря 2005 года на Кубке Урала в Екатеринбурге, где также собрался сильный состав, двое представителей нашего клуба Вовк Альберт и Виталий Ветчанинов стали первыми.
- А бойцов уровня Титаренко, Алянчикова у вас ещё не было? Или в этом пока Нет необходимости?
- Конечно, мне бы хотелось вырастить призеров, чемпионов России. Но пока такого не было в силу разных обстоятельств. Есть цель - вырастить чемпиона России. У меня большое желание достичь этой цели. Надеюсь, что в скором будущем все это осуществим.
- Проблема с залами по-прежнему актуальна?
- Куда уж без неё. Условия, для занятий, конечно, надо улучшать. Дело в том, что удивительно, как можно выращивать учеников, когда нет вообще ничего: ни боксерского зала, ни гантелей. Есть только двенадцать продавленных макивар и всё. Я тренирую шестьдесят учеников, и всё равно стараемся, побеждаем, выигрываем. Стараемся выезжать на все соревнования, куда приглашают. Причем, безразлично, какая федерация приглашает.
- Для каких целей создан клуб «Неман»? Есть мнение, что будущее за каратэ не как за боевым искусством, а как за одним из вариантов развития личности. То есть сделать ставку на массовость или на конкретных спортсменов, чтобы подготовить из них потенциальных чемпионов мира?
- Вы знаете, мне интересно и то, и другое. Это, естественно, тяжело, но мне нравится, когда мой воспитанник становится первым. И в то же время интересно, чтобы ребята росли как личности. Если бы было неинтересно, я бы давно ушел. Потому что работа такая, что ей надо полностью отдаваться. Если не будешь искренне болеть, то результата точно не будет. На спорте зарабатывать деньги - это путь в никуда. А мне интересно. Я очень горячо болею. Выплескиваю все эмоции, без соревнований начинаю скучать. Желательно, чтобы каждый месяц что-то происходило. Очень сложно делать далеко идущие выводы, но я считаю, что каратэ будет развиваться сразу по двум направлениям. Будут тренеры, которые будут готовить чемпионов страны. И будут тренеры, которые будут работать на массовость.
- Какой путь намечается в вашем клубе?
- Пока хотелось бы сделать акцент на массовость, чтобы занималось много ребят. А уже затем из них вычленять лучших, создав определенные условия - защитить со всех сторон. Чтобы по учебе проблем не возникало, и занимались бы они этим видом спорта чуть ли не профессионально. Пока хотелось бы, чтобы клуб развивался. А в дальнейшем - комплектовать сборную города, участвовать во всех турнирах, вплоть до чемпионатов России.
- Хотелось бы спросить насчет комплектования. Приходится ли ребят отсеивать при наборе или берете всех, кто пришел?
- Нет. Мы не отсеиваем, берем вообще всех. За мою практику только двух человек выгнал за их недисциплинированность. Остальные попадают в мир, где свои правила игры и жесткая дисциплина. Уйти человек может, если он только сам бросит секцию.
- В какой помощи со стороны магнитогорские тренеры каратэ нуждаются прямо сейчас?
- Это, конечно, наращивать материальную базу: груши, макивары, гантели, зал для атлетической подготовки. И, в первую очередь, средства на поездки. Очень много средств «съедают» поездки. Мы стараемся ездить на каждые соревнования, куда приглашают. Отказываемся от поездок только в крайних случаях, если уже вернулись с турнира или же готовимся к "сдаче на пояса.
- Ещё год-два тому назад некоторые магнитогорские инструктора утверждали, что в области каратэ развивается совершенно иначе, чем здесь, а именно более качественно и динамично. Действительно ли это так?
- Челябинск - областной город. Там нормальная поддержка городской администрации, спонсорская поддержка. Так ведь в любом городе. Возьмите, например, Екатеринбург - там
коммерческие структуры содержат определенные виды спорта. Они доплачивают тренерам, помогают развивать материальную базу. Это во многих городах так. Про Москву совсем не говорю.
- Тогда как так получилось, что вы, выходец из Магнитогорска, возглавили областную федерацию кекусинкай каратэ-до?
- Дело в том, что в Челябинске нет федерации кекусинкай. В дальнейшем, возможно, она появится. Поэтому инструктора, с которыми я работаю, выдвинули меня на эту должность. Москва в принципе поддержала. Единственное, что осталось - собрать президиум и окончательно утвердить мою кандидатуру. Летом сюда приезжал вице-президент всероссийской федерации кекусинкай каратэ-до Евгений Прохоров.
- Сейчас прийти в каратэ очень просто. В ваше время это был подпольный вид спорта. Наверное, спустя годы, когда вы рассказываете о том, как сами пришли в каратэ, для нынешней молодежи это подобно небылице?
- Конечно, им удивительно. Для них эти истории, скорее всего, из области фантастики. Когда рассказываешь им, что раньше восточные единоборства были запрещены, они воспринимают это как фантастику. Помню дату, когда я пришел. Это было 14 апреля 1989 года. Если не ошибаюсь, в школу под № 28. Группу вел Олег Федулов. Нас на тренировке оказалось сто двенадцать человек. Это у него был первый набор. В основном взрослые ребята, зал был битком. Мы бегали в четыре ряда. Физическая подготовка была очень сильной. Разминка была такой, что вспомнить страшно.
- В современной России мастера спорта отличаются от тех, кто становился мастером во времена Советского Союза. Все ли обладатели черных поясов в каратэ могут подтвердить свой Дан?
- Черный пояс не привязан к мастеру спорта. Звания «кандидат в мастера спорта», «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» присуждаются за выступления на соревнованиях. В каратэ очень жесткая разрядная и мастерская системы. Плюс различия по возрасту. А черный пояс – это квалификация в каратэ. Это набор приемов, который необходимо знать и уметь делать. Это набор ката, которые нужно выполнять. Это определенное количество боев, которые должен сдать спортсмен.
- Можно ли черный пояс купить за деньги?
- Я таких случаев не встречал. По крайней мере, на тех сдачах, в которых я участвовал. Это тяжелый труд. Сдача даже на первый кю - это очень тяжелый труд.
- Несколько лет назад в Магнитку приезжали некоторые ведущие европейские специалисты восточных единоборств. Лично вас появление здесь этих людей как-то обогатило духовно? Изменило взгляды на какие-то вещи?
- Мне трудно судить, потому что они не представляли мой стиль. Я только могу говорить о тех сборах, что я проходил. Последние такие сборы прошли в начале декабря прошлого года в Чехове. Там присутствовали: обладатель 5-го Дана Сергей Степанов, обладатель 6-го Дана Александр Нестеренко. Это, действительно, большие мастера, можно сказать даже великие мастера. Их знания очень глубокие, очень интересно с ними общаться, есть чему поучиться. У хорошего, настоящего мастера учиться всегда почетно и интересно. Можно получить много ценной информации по боевой подготовке. Тренировки делились на работу с оружием, классическую технику и боевую подготовку. Везде было интересно. Твоя техника корректируется, при этом получаешь много информации по боевой подготовке и работе с оружием. Я считаю, что это просто нужно - такие семинары необходимы.
- Они ведь тоже у кого-то учатся?
- Конечно. Например, Степанов разносторонний человек, он многое черпает из других видов спорта, в том числе из легкой атлетики. Полезное нужно брать везде. Адаптировать и применять. Нестеренко очень много времени проводит в Японии, где учится у местных мастеров самого высокого класса. Степанов, когда мы общались, он так и говорил: «Я учусь каждый день».
- То есть, их сила, прежде всего, в знаниях, информации?
- Безусловно. И нам приходится учиться. Мы что, все такие великие? Я учусь на соревнованиях. Где-то что-то тоже беру из бокса, тхэквондо, адаптирую и применяю.
- В Магнитогорске есть тренеры, которые могут работать в Москве?
- А почему нет? Конечно, могут. Несомненно, могут. В Москве не обязательно затеряешься. Наоборот, шагнешь на более высокую ступеньку, если найдешь клуб с хорошей технической базой и материальным благосостоянием.
- Что собой представляет тренерский штаб вашего клуба?
- У нас работают три инструктора - Александр Шпарфов, Дмитрий Паксюткин, Евгений Гилёв.
- То есть, молодые тренеры?
- Да. Пусть растут, набираются опыта. Наш клуб молодой, он только формируется, набирает силу. - Сколько в нем на сегодняшний день занимается ребят?
- Человек сто. Для молодого клуба это неплохо.
- Есть ли какая-то концепция развития клуба на ближайшие годы?
- Она очень простая: желательно увеличивать количество занимающихся детей, и потом вычленять лучших. Это первое. Второе - наращивать материальную базу, чтоб у ребят были условия.
- Однажды летом один из ваших коллег проводил тренировку у монумента «Тыл - Фронту». Думаю, мало бы что изменилось, если бы подобная тренировка прошла бы в обычном зале, или я не прав?
- Это своеобразный пиар-ход. Хотя, честно говоря, я бы предпочел подобную тренировку где-нибудь в лесу. Это было бы лучше для здоровья ребят. Ведь чем больше тренировок проводишь за городом, тем лучше для здоровья.
- Какие самые ответственные соревнования предстоят у воспитанников вашего клуба?
- В марте с удовольствием съездили бы в Самару на первенство России по Аши-хара-каратэ. В нем почти всё то же самое, плюс разрешены броски. Мне, как тренеру, интересно поучаствовать в немного другом виде.
- Кекусинкай каратэ-до и каратэ-киокусинкай отличаются лишь по звучанию или также и по концепции?
- Эту федерацию в январе 2003 года создал Хацуо Раяма. Он провозгласил, что кекусинкай каратэ-до должно направить развитие каратэ-киокусинкай по правильному, истинному пути. Этот путь заключается в возвращении к тому виду каратэ, который был основан не для того, чтобы заработать деньги, а для воспитания молодежи и детей.


Источник: Магнитогорск спортивный
Автор: Артур ИВАННИКОВ